СТОЯНИЕ 1: Иисуса Христа осуждают на смерть
Суд над Иисусом поистине странен. Он не содержит никакого сколько-нибудь серьезного обвинения, которое могло бы повлечь за собой столь тяжкое наказание. Но разъяренная толпа не слышит доводов Пилата, который в конце концов уступает и умывает руки, желая выйти чистым из этой грязной истории. Нередко и мы, как Пилат, осуждаем невинных, чья единственная вина — другая, чем у нас национальность, или ситуация крайней нужды, которая заставляет их просить помощи. И мы осуждаем их, не столько с помощью обвинений, сколько своим молчанием и безразличием. И так мы становимся соучастниками ужасной несправедливости. Да простит нам Бог все зло, которое мы делаем и все добро, которого не делаем.
СТОЯНИЕ 2: На Христа возлагают крест
Нести свой крест и идти за Иисусом — это условие, чтобы быть Его учеником. Но мы, едва почувствуем на своих плечах крест, даже небольшой и не очень тяжелый, становимся невыносимыми, требуем, чтобы Бог немедленно забрал его у нас, а может и пытаемся скинуть его на плечи того, кто рядом с нами, становимся раздражительными и жестокими. Когда мы думаем и говорим, что простить невозможно, обратим взор к Иисусу, который взваливает на свои плечи тяжелый и постыдный крест. Зачастую мы с нашим сопротивлением Его любви и являемся для Него этим крестом.
СТОЯНИЕ 3: Иисус падает под бременем креста
Иисус, Истинный, и единственный Невинный, падает под тяжестью креста. Сын Божий не постыдился падения. Когда же падаем мы, мы делаем все, чтобы скрыть это от других, всегда находим тысячу оправданий или находим козла отпущения, которого и обвиняем во всех наших бедах. Нам с трудом дается смиренное признание нашей вины, наших ошибок. Вина всегда на других, никто не хочет сказать: “Виноват я”. Глядя на падающего Иисуса, попросим у Него помощи, чтобы мы признавали наши падения и смиренно просили прощения у Господа и тех, кому мы причинили зло.
СТОЯНИЕ 4: Христос встречает Свою Пречистую Матерь
Страдания Иисуса приносят Марии невыносимую боль. Трудно представить, что Она могла испытать, встретившись взглядом со Своим Сыном. В этот момент Мария до конца поняла слова старца Симеона. Тогда, в храме, понять их Она не могла, но бережно сохранила в сердце своем. Также и мы, когда нам не понять смысла некоторых крестов, которые внезапно падают на наши плечи, когда кажется, что все рушится, когда нам кажется, что наш крест несправедлив или слишком тяжел, — воззовем о помощи к Марии, и будем подражать Ей, стараясь встретиться глазами с Иисусом, тем единственным, кто может объяснить нам смысл боли.
СТОЯНИЕ 5: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест
Незнакомому прохожему приходится помогать Иисусу нести крест. Где в этот момент были двенадцать апостолов, где были толпы учеников, где были все те, кто ел хлеба, умноженные Учителем в тот день на траве, где были толпы, внимательно слушавшие Его учение о любви и прощении? Как странно! Все исчезли. Единственный, кто берет крест на плечи — незнакомец.
Это урок для нас, во всех тех ситуациях, когда мы, христиане, видим, что вперед нас бежит на помощь тот, кого мы называли далеким от веры, только потому что не видели его в церкви. И, может быть, мы чувствуем, как внутри нас разгорается зависть, потому что мы считаем, что добро делать можем только мы…
СТОЯНИЕ 6: Святая Вероника отирает полотенцем божественный лик Спасителя
Столько раз Священное Писание говорит о жажде человека увидеть Лице Божие. “Лица Твоего ищу, Господи”, часто повторяем и мы слова псалма. Сейчас Иисус, Сын Божий, отвечает на наше ожидание, и показывает лицо, обезображенное болью, лицо окровавленное, голову, увенчанную тернием. Бесполезно искать лице Божие, задирая голову к небу или корпя над книгами; лицо Бога запечатлено на лице того, кто страдает и ждет нашей помощи.
СТОЯНИЕ 7: Христос вторично падает под тяжестью креста
Упасть один раз — свойственно человеку. Упасть снова — знак поражения. Пообещать и не сдержать слова, сказать “я больше не буду”, и снова оказаться на земле. Если нам трудно признать свои падения, еще труднее принять падения повторные. Попросить прощения один раз, на такую жертву мы еще готовы, но просить прощения непрестанно — это требует диковинного смирения. Но это смирение — условие нашего приближения к милосердию Божию.
СТОЯНИЕ 8: Христос утешает плачущих женщин
Следование за Христом по пути Страстей наполняет сердце огромной грустью. Когда мы смотрим на жестокое страдание стольких невинных, в нас должно возникать такое же чувство негодования. Мы не можем оставаться безучастными к страданию людей, наших братьев, особенно, когда страдания не случайны, а вытекают из образа жизни многих из нас, думающих только о выгоде и отнимающих хлеб у несчастных. Зло можно победить не жалостью, а конкретными поступками. Нет смысла проклинать тьму, лучше зажечь хотя бы маленькую свечу.
СТОЯНИЕ 9: Иисус падает под бременем креста в третий раз
Иисус продолжает падать, и продолжает вставать. Он на исходе сил, но решительно приближается к Голгофе. Эти постоянные падения Иисуса — знак Его человечества, знак самой нашей жизни. Мы хрупки, не будем поддаваться иллюзии, и безумен тот, кто думает, что может не считаться с падением. Созерцание падения Иисуса делает нас понимающими и более терпимыми к падению других людей. Лучше не судить никогда и никого, потому что ты, судя и смеясь над падением других людей, можешь оказаться в таком же положении.
СТОЯНИЕ 10: Иисуса Христа обнажают
Иисус обнажен. Его нищета стала беспредельной. У Него больше нет ничего своего, даже одежды. Одежда — это не только средство защиты от холода и ненастья, это и знак социальной принадлежности, роли в обществе, указание на праздничное или скорбное событие. Одежда выражает наш вкус, состояние души, настроение. Но под каждой одеждой, подо всем, что разделает людей, каждый человек похож на другого. Обнаженный Сын Божий на Кресте ясно говорит о том, что Он пришел спасти каждого без исключения человека, какой бы расы, круга и культуры он ни был…
СТОЯНИЕ 11: Христа распинают на кресте
Руки и ноги пронзены. Иисус не может больше исцелять, не может благословлять детей, не может ходить по дорогам Палестины. Теперь Он пригвожден ко Кресту. Но физическое бессилие не может помешать Ему любить. Он прощает тех, кто распинает Его.
Если мы хотим быть христианами, что значит учениками Христа, нам надо учесть, что в первую очередь мы будем призваны исполнять заповедь любви и прощения по отношению к тем, кто причиняет нам боль. Если же мы закроемся от любви, надо серьезно спросить себя, действительно ли мы христиане.
СТОЯНИЕ 12: Христос умирает на кресте
Единственный, кто исповедует Распятого Сыном Божиим, это сотник, солдат. Тот, кто так умирал, мог быть только или сумасшедшим, или Богом. Иисус, умирающий на кресте, знак безумной любви Бога к человеку.
СТОЯНИЕ 13: Иисуса Христа снимают с креста
Синедрион судил Иисуса и потребовал у Пилата смертного приговора. Но и среди членов этого совета были честные люди, как Иосиф Аримафейский. Он не был согласен с решением Синедриона. После смерти Иисуса он нашел в себе смелость попросить у Пилата тела Распятого. Такая просьба была чревата потерей места в Синедрионе: немыслимая вещь — один из судей хочет похоронить с почестями приговоренного к смерти, распятого, казненного. Но ему все равно, он уже не боится. Он сам снял Его с креста. Отвага Иосифа — пример для нас, когда нас одолевает страх и стыд исповедовать свою веру, не боясь быть осмеянными.
СТОЯНИЕ 14: Погребение Христа
Погребение — последнее действие в трагедии смерти. Но для Иисуса все не так. Его Тело не могло оставаться во гробе и разлагаться. Творец Жизни сильнее смерти, Он сам повергает ее со славой и могуществом. Если крест — это самый явный знак любви Бога к нам, воскресение — знак истинности всего того, что Иисус сделал и сказал о человеке. Гроб будет закрыт недолго. Тут готовится грядущее спасение мира.
Заключительная молитва
Направь, Господи, стопы наши на путь Христа, чтобы мы сопровождали Его с верным и чистым сердцем. Сделай так, чтобы подражая Его терпению в несении креста, мы подошли к открытым вратам славы, когда сможем созерцать Его воскресение.