Пасхальное Триденствие начинается Божественной Литургией Великого Четверга и достигает своей вершины в Навечерие Пасхи в Великую Субботу, а завершается Вечерей Пасхального Воскресенья.
Некогда в ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ служили три Мессы: Missa reconciliationis (кающихся), Missa Chrismalis (освящения елея), Missa ad vesperum (вечерняя месса). Ныне в Четверг перед полуднем в кафедральных соборах служится Месса освящения мирра и благословения елея. Эту Литургию совершает епископ вместе со всем духовенством епархии, что подчеркивает единство клира с архиереем. Епископ освящает масло, используемое в таинствах: хризма — при миропомазании и рукоположении, катехуменорум -при крещении, инфирморум — при елеопомазании. Во время этой Литургии священники публично обновляют обеты, принесенные при рукоположении.
Вечером совершается Месса Воспоминания Тайной Вечери, которая открывает Пасхальное Триденствие. Эта Литургия переносит нас в Иерусалимскую горницу, где Спаситель установил Таинства Евхаристии и священства. Во время Тайной Вечери Христос дал ученикам пример любви, умыв им ноги. До сих пор во многих церквах в начале богослужения священники умывают ноги прихожанам. Этот обряд, называемый “Mandatum”, был распространен уже в раннем Средневековье в монашеских общинах Запада, а устав святого Бенедикта предписывал совершать омовение ног при раздаче пищи нищим, приходящим в монастыри. Затем омовение ног перешло и в литургию.
С Литургией Великого Четверга связана еще одна традиция: во время пения гимна “Слава в вышних Богу” звучат орган и колокола, которые потом замолкают до Пасхи. После Причастия священник окаждает Пресвятые Дары и вместе с процессией, под гимн “Pange Lingua”, написанный св. Фомой Аквинским, переносит их на алтарь, расположенный в часовне, либо ставит на боковом алтаре, в так называемой “темнице” или, как правильнее сказать, алтаре выставления. Перенесение Даров — обычай, уходящий корнями во времена, когда не было дарохранительниц, и после каждой Мессы Дары уносили в ризницу либо в иное место. В Великий Четверг этот обычай имеет символическое значение, он напоминает нам арест Христа и Его заключение s темницу. После св. Мессы с алтаря снимаются все покровы, свечи и крест. Снятие с алтаря покровов символизирует Страсти Христовы и особенно Его обнажение перед распятием. Некогда при снятии покровов читался 21 псалом, в котором заключено пророчество о Христовых страданиях.
Трансляция богослужения в Великий Четверг в 19.00 на канале YouTube нашего прихода https://www.youtube.com/channel/UCTjxXTRtr2tfh_nd_L1U4Qw