Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
…Печально, но факт: нас не учат грамотно обращаться со своей эмоциональной сферой. С раннего детства – в садике, в школе, в разных других учебных заведениях – проявляется забота о нашем уме. Нас пичкают какими-то знаниями (большой вопрос, насколько нужными в жизни), нас учат «правильно» думать. Несколько хуже, но учат заботиться о своем теле. В церкви учат заботиться о бессмертной душе. А что на счет той части души – «психѐ», по-гречески – где живут наши боль и радость, печаль и надежда, гнев и благодарность? Кто подскажет, откуда берется лень и скука, как быть с депрессией (я сейчас не говорю о той, которая уже клинический диагноз, а о подавленном настроении – кстати, как отличить одно от другого и заодно определить, пора уже к врачу или еще нет?!), что делать с низкой самооценкой и «хроническим» чувством вины?..
Многие люди свои проблемы в эмоциональной сфере «решают» просто: загоняя все «нехорошие» чувства внутрь, пряча их даже от самих себя. Депрессия – надо отвлечься. Лень – надо себя заставить! Гнев (о, это одна из моих любимых тем!) – и вовсе ужасный грех: надо всех любить, молиться, особенно вот за этого негодяя… человека, который мне сделал плохо… «благословляйте проклинающих вас», и всё такое. Натянуть благочестивую улыбку (которая больше похожа на оскал), возвести влажные очи к небу, сказать: «Господи, прости ему, как я прощаю!», и ждать, пока за спиной зашуршат крылья. А что, я же всё правильно делаю? Только почему-то временами давление зашкаливает, мигрени замучили и язвой желудка в 30 лет уже никого не удивишь. Даже перспектива крыльев не всегда утешает.
Человек существо довольно гибкое, обучаемое, и жить так он может натренироваться. Внешне всё прилично, наружу выказываем только самые благочестивые чувства, молитвой и постом «отлакируем» (извините за выражение) своё поведение. И становимся похожи на те самые «гробы повапленные», которые снаружи такие красивые и убранные, а внутри… Старые обиды, неисцеленные до конца душевные травмы, недосказанные слова, незаконченные дела, незавершенные отношения… как метко выразилась одна из моих учителей, «трупы отношений»…
Разве когда совсем достанут болячки, пойдем к врачу телесному. И, если доктор хороший, то он (она) спросят не только, когда у нас началась эта язва, а еще, например: «А когда Вы последний раз отдыхали?» — «Ну, что Вы, доктор, какой тут отдых!» — (и снова прислушиваемся, не шуршит ли за спиной награда за труды праведные).
А вот теперь, положа руку на сердце: много вы знаете священников, которые помогли вам разобраться в этом самом своем душевном состоянии, о котором мы упоминали в прошлый раз? Хочется сделать акцент: не духовном, а именно душевном? Нет, конечно же, бывают среди них и опытные, и прозорливые, ничего не скажу. Бывают и такие, по молитвам которых и телесные болезни исцеляются, но уже реже. И всё же, кто из нас пойдет лечить к священнику больные зубы? А пойти с застарелыми и загнанными внутрь конфликтами, иногда тянущимися из детства, считается нормальным. Конечно, эмоции это более тонкая сфера, чем зубы. В том смысле, что грань между телесным и душевным провести легче, чем между душевным и духовным. Но возьму на себя смелость (неслыханную) утверждать, что иногда половина из тех проблем, которые человек пытается решать на исповеди, решается в кабинете психолога или психотерапевта. То есть, имеет корни на душевном «уровне», а не на духовном. Ко мне нередко обращаются за помощью верующие люди, и в их запросе может прозвучать что-то, вроде: «Я уже молилась-молилась, а не помогает…». Тот самый случай.
Бывало в моей практике и наоборот, и нередко. Есть такие болезни, в определении которых даже Всемирная Организация Здравоохранения упоминает слово «духовный». То есть, одни врачи и психологи тут будут бессильны, необходимо вмешательство на другом уровне, повыше.
Строго говоря, все эти деления на «уровни» условны, и «лечить надо всего человека, а не болезнь», потому что любая болезнь так или иначе отражается на всех уровнях. Может быть, поэтому одним из самых частых возражений, которые мне приходилось слышать при разговоре на подобные темы, это: «Так если я обращусь со своей проблемой напрямую к Богу, разве Он не поможет?» — Разумеется, поможет. Только не напрямую, а, скорее всего, через других людей. Сложно всё в Небесной канцелярии, и не хочет Он почему-то лечить зубы сразу, как помолишься, а придумал стоматологов. Для помощи в избавлении от накопившегося эмоционального мусора – психологов, психотерапевтов. Бывает, что нужны и психиатры. А для того, чтобы уже все наши дела «вязать и решить» поставил священников.
И напоследок я хочу порассуждать о том, как проблемы, нерешенные на психологическом уровне, могут проявляться на других. О влиянии на телесный уровень я уже отчасти упомянула, а вот что там с духовным?
Но об этом в следующий раз.
Окончание следует.
Татьяна Бушманова