Дорогие братья и сёстры!
Сегодня мы достигли цели нашего пути, который довёл нас через сорокадневное пребывание с Иисусом в пустыне, через тайну смерти и сошествия в ад, до порога пустого гроба, к сияющей заре Воскресения. Заря тиха, сокровенна, но уже в ней прорисовывается будущая миссия Церкви. Именно после Воскресения Иисус призвал Петра взять на себя заботу о Его стаде. Кто бы человеческим умом мог тогда представить, как разрастётся в ходе столетий маленькая горстка учеников Господних? Пётр и другие апостолы, а затем и их преемники, сначала в Иерусалиме, затем до краёв земли, распространяли евангельскую весть, основной и непреложной сутью которой является Пасхальная Тайна: Страсти, смерть, Воскресение Христа.
Эту тайну Церковь празднует в Пасху, продлевая её радостный отзвук в последующие дни; она поет «Аллилуйя» торжеству Христа над злом и над смертью. «Празднование Пасхи, – отмечает св. Папа Лев Великий, – напоминает о вечном празднестве, превосходящем всякое человеческое время». «Нынешняя Пасха, – подчёркивает он далее, – всего лишь тень будущей Пасхи». Будем помнить об этой истине особым образом в этом году, когда между календарными датами католической и православной Пасхи есть расхождение. Будем молиться, чтобы эти ещё существующие знаки разделения, иногда затрудняющие семейную жизнь, мешая нам праздновать вместе «Праздник праздников», подвигли нас к сугубой молитве – к поиску подлинного братства и единства в Символе Веры, который мы вместе исповедуем.
Как матерински учит нас Церковь, радость этих дней распространяется на весь литургический год и в особенности обновляется в воскресенье — в день, посвящённый памяти о Воскресении Господнем. В этот день, являющийся «малой Пасхой» каждой недели, литургическое собрание в ходе Святой Мессы провозглашает в Символе Веры, что Иисус воскрес в третий день, добавляя, что мы ожидаем «воскресения мёртвых и жизни будущего века». Таким образом, указывается, что событие смерти и Воскресения Иисуса составляет центр нашей веры, и что на этой вести основывается и растёт Церковь. Блаженный Августин пишет: «Рассмотрим, дорогие мои, Воскресение Христово: в самом деле, как Его Страсти означали нашу старую жизнь, так Его Воскресение есть таинство новой жизни… Ты уверовал, был крещён: старая жизнь умерла, убита на Кресте, погребена в Крещении. Была погребена старая, в которой ты жил, дабы родилась новая. Живи праведно: живи так, чтобы ты жив был, чтобы, когда будешь мёртвым, не умер» (Sermo Guelferо. 9, 3).
Евангельские повествования о явлении Воскресшего, как правило, завершаются призывом преодолеть неуверенность, провозглашать, что Иисус – по ту сторону смерти – есть вечно живущий, источник новой жизни для всех верующих. Так происходит, например, в случае Марии Магдалины (ср. Ин. 20,11-18), которая обнаруживает гробницу открытой и пустой и боится, что тело Господа унесли. Тогда Господь зовёт её по имени, и в этот момент в ней происходит глубокая перемена: безутешность и растерянность обращаются в радость и воодушевление. Она спешит к Апостолам и объявляет им: «Я видела Господа» (Ин. 20,18). Итак, встречающий Воскресшего Иисуса внутреннее преображается — нельзя увидеть Воскресшего, не веруя в Него. Давайте же попросим Его, чтобы Он назвал каждого из нас по имени и обратил к видению веры. Вера рождается из личной встречи с Воскресшим Христом и становится нашим мужеством и нашей свободой, заставляющими восклицать всему миру: Христос воскрес и жив вовеки веков! Такова миссия учеников Господних во все времена: «Итак, если вы воскресли со Христом, – пишет св. Павел, – то ищите горнего… о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3,1-2). Это значит не уклоняться от повседневных обязанностей и не интересоваться земными делами, но наполнять всякую человеческую деятельность сверхъестественным дыханием, сделаться радостными благовестниками и свидетелями Воскресения Христа, живущего в вечности (ср. Ин. 20, 25; Лк. 24, 33-34).
Дорогие братья и сёстры, в Пасху Сына Своего Единородного Бог полностью открывает Самого Себя, Свою победную силу над силами смерти, силу Любви Пресвятой Троицы. Да поможет нам Дева Мария, которая была внутренне соединена со Страстями, смертью и Воскресением Сына и у подножия Креста стала Матерью всех верующих! Да поможет она понять эту Тайну Любви, преображающую сердца, и да позволит в полноте вкусить Пасхальной радости, чтобы затем сообщать её всем людям, с которыми мы будем встречаться на нашем жизненном пути. Аминь.
архиепископ Иван Юркович,
Апостольский Нунций в Российской Федерации