«Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Эти слова Христа противоречат нашему подходу к духовной жизни. Подсознательно у нас формируется мнение, что наше спасение зависит от наших усилий, от нашей воли, от нашей свободы. Думая так, мы, сами того не осознавая, становимся пелагианцами. Пелагий – монах, который жил в четвертом веке. Будучи большим аскетом, он проповедовал, что спасение человека зависит прежде всего от его собственных усилий. Конечно, Пелагий верил и в благодать Божию, но считал, что благодать действует только как дополнительная помощь в опасных ситуациях. И мы веруем так же, если молимся, когда нам тяжело, а когда у нас все в порядке, опираемся на свои собственные силы. Пелагий был осужден на одном из соборов стараниями святого Августина.
У Августина был другой опыт духовной жизни: он глубоко осознавал свой грех и свою ограниченность, он знал, как слаба человеческая воля, и верил, что спасение происходит только от Бога. Августин хорошо понял смысл сегодняшнего отрывка Евангелия: «Без Меня не можете делать ничего». Однако такой подход может вести к другой крайности – некоторому пессимизму или фатализму. Такую позицию заняли некоторые последователи св. Августина, которые, не уразумев хорошо рассуждений своего учителя, решили, что люди предназначены к спасению или осуждению независимо от своих действий, ибо Бог предопределяет всю нашу жизнь.
Такой крайний августинизм, как и пелагианство, не является христианским вероучением. Эти крайние мнения происходят от того, что в нашем сознании воля Божия и воля человека являются соперничающими. У нас складывается впечатление, что Творец находится вне нас, что можно или сотрудничать с Его волей, или противостоять ей. Это не так: мы – в Боге, наша воля находится в воле Бога. Вот почему Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин 15, 5). Ветви находятся на лозе. Апостол Павел использует подобное же сравнение: мы – члены Тела Христова. Мы не вне Тела, поэтому и благодать Господа действует не вне нашей свободы, и наша свобода невозможна без благодати Божией. Благодать – это не дополнение к нашей свободе, наоборот: она ее источник и основа. Мы свободны не потому, что Бог оставил для нас область, где Его нет, а потому что мы происходим от Его воли. Каждый день Бог нас творит, как говорит апостол Павел: «Все Им стои́т» (Кол, 1, 17).
Да, без Бога мы не можем делать ничего. Только в Боге можно принести плоды, т.е. виноград, из которого Бог-Виноградарь делает вино. Из этого вина Христос создал таинство своей Крови – Крови нового и вечного завета, которая за нас проливается во отпущение грехов. Это Кровь жизни вечной, Кровь божественной жизни Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР