О, если бы все были пророками!

Первое чтение сегодняшней литургии рассказывает нам об интересном эпизоде из истории израильского народа. Бог взял от Духа, который был на Моисее, и дал мужам – старейшинам Израиля, и они стали пророчествовать. Двое же из старейшин не выходили вместе с другими к скинии, а оставались в стане, но и на них почил Дух Божий, и они стали пророчествовать в стане. Иисус Навин, узнав об этом, просит Моисея запретить им пророчествовать. Но Моисей не только не запрещает им, но выражает желание, чтобы все в народе Господнем получили Духа Божия и были пророками.

О похожей ситуации рассказывает нам и сегодняшнее Евангелие. Апостол Иоанн говорит Иисусу, что они видели человека, который изгоняет бесов Его именем, и запретили ему, потому что он, как говорит Иоанн, «не ходит за нами». Иоанн не обрадовался тому, что люди выздоровели, что они освобождены от бесов. Иоанн не признает за этим человеком права творить добро именем Иисуса, поскольку он не принадлежит к избранным ученикам Его. Для него важна прежде всего принадлежность к группе апостолов. Он смотрит на этого человека как на чужака. 

Эта реакция апостола Иоанна, как и Иисуса Навина, неудивительна. Такой подход глубоко укоренен в сердце человека. Как только формируется какая-то группа людей, возникает тенденция закрыться и считать всех остальных чужими. Это можно объяснить страхом потерять свою идентичность. Именно поэтому мы постоянно обращаем внимание на различия между нами, а не на то, что нас объединяет. Такой подход встречается везде, в любом человеческом обществе, коллективе и даже в Церкви.

Христос борется с этой тенденцией. Он постоянно разрушает разделения между людьми, границы между разными группами. Он просит воды у самаритянки, прикасается к прокаженным, обедает с мытарями и грешниками, защищает блудницу, ставит в пример веру язычников. Апостол Павел продолжает разрушение этих границ. Как он говорит: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол 3, 11). Не случайно наша Церковь называется католической, что значит «вселенская», в нее призваны все люди, и нам надо признавать Духа Божия везде, где Он дышит.

Может быть, именно этим можно ответить на желание Моисея, чтобы все получили Духа Божия и пророчествовали. Мы через наше крещение являемся пророками. Но быть пророком не значит предсказывать будущее, это значит видеть знаки Божии в нашей жизни. Мы все можем стать пророками друг для друга. Сколько раз мы, сами того не подозревая, произносим слова, которые меняют жизнь наших ближних. Я помню, как после рукоположения одного доминиканца, моего друга, он шутливо сказал мне: «Ну что, будущий доминиканец?». Он не говорил этого серьезно и не придал значения своим словам, и, тем не менее, эти слова изменили мою жизнь, потому что в них я услышал призыв Бога.

Не обязательно быть профессиональным проповедником, чтобы пророчествовать. Христос сегодня призывает нас открыть глаза и увидеть за пределами своих групп пророков нашего времени. Христос призывает нас также быть пророками друг для друга. Пусть сбудется желание Моисея, о котором мы слышали сегодня: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!». Аминь.

Иакинф Дестивель ОР
 

Оставьте комментарий