20-летие возобновления богослужений

Ваше Высокопреподобие, отец Иакинф, дорогой настоятель!
Дорогие собратья во священстве!
Монашествующие!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры, прихожане и гости прихода святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте в Санкт-Петербурге!

Отрывок из двенадцатой главы евангельского повествования Луки, предложенный сегодня Церковью нашему молитвенному вниманию, касается одного очень важного аспекта нашей веры.
Особенно важного именно сейчас, в свете провозглашённого Папой Бенедиктом Шестнадцатым и начавшегося недавно общецерковного пастырского Года веры.

Говорить о вере, имея в виду Веру Христову — Веру Церкви, невозможно, не учитывая ее важнейших аспектов: взаимного доверия и верности. Бог в даре веры возлагает на нас высочайшее доверие, и мы, принимая этот дар и отзываясь на него, отвечаем Богу тем же.

Именно об этом говорит Спаситель Христос, обращаясь как к внимавшим Его словам две тысячи лет тому назад, так и к нам сегодня!

«Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня перед человеками, и Сын Человеческий исповедает перед Ангелами Божиими; А кто отвергнется Меня перед человеками, тот отвержен будет перед Ангелами Божиими» (Лк 12,8-9).

Именно наше доверие к Господу и верность Ему, свидетельствуемая жизнью, и осуществляемая – не без ошибок и падений – в следовании Ему на пути крестоношения, даёт в итоге нашему Спасителю возможность включить каждого из нас в сонм искупленных.

Препятствием этому не становятся, как мы видим, не только несовершенство каждого из нас, но и случаи нашего падения и от-падения, то есть то, что мы обычно подразумеваем, произнося слово «грех».

Господь терпеливо относится к нашим сомнениям, к нашим неудачам, к нашей слабости, как к скорбному уделу наследованной нами падшей человеческой природы. Ведь порой даже не в грехе как таковом, но именно в ожесточении сердца к целительной силе Добра стоило бы видеть наибольшую беду.

Однако Бог позволяет нам вновь и вновь «повторить попытку», начать всё сначала, если мы искренне хотим этого и просим об этом, взывая из глубины смиренного и сокрушенного сердца.

Божией любви неизвестна обида – ей ведома только боль быть отвергнутой… Обращение грешника – лучшая награда Божьему долготерпению.

Именно поэтому Господь, назидая своих учеников, «находящихся в мире», так часто обращается к теме прощения.

В той единственной молитве Небесному Отцу, которой Спаситель научил Своих учеников, Он ставит прощение, получаемое от Бога, в прямую зависимость от нашей готовности простить «должников наших», то есть друг друга.

И отсюда, думаю, можно постичь истинный смысл этого грозного предостережения: «…а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится».

Разумеется, ошибочно было бы видеть здесь в произносимой «хуле» лишь некое формальное словесное оскорбление.

Господь всегда зовёт нас за внешним и поверхностным прозревать внутреннее и глубинное… Где отсутствует искреннее сокрушение о грехах, там и рождается сомнение в милосердии Божием. Всякий грех — это ошибка, беда, болезнь. Но грех непростительный происходит, когда побеждает унылое неверие в примиряющую и освобождающую силу прощения, даруемого в ответ на сердечное раскаяние.

Не случайно вступительная молитва этой двадцать восьмой недели рядового времени гласит: «Молим Тебя, Господи, пусть благодать Твоя всегда предваряет нас и сопутствует нам, чтобы мы всегда стремились творить добрые дела».

Все болезни людской души, все раны больной человеческой совести могут обрести исцеление лишь в тайне страдальческой смерти и славного воскресении Господа нашего Иисуса Христа, в таинстве Животворящего Креста, из которого происходит к нам предваряющая и сопутствующая благодать Божия.
«Ранами Его мы исцелились»!

Именно любовь Бога к нам, которая излилась на кресте, является также источником и Его милосердной справедливости. «Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и был жив» — говорит Господь.

Именно поэтому «апостол народов» столь настоятельно призывает нас не только принимать Божию любовь, но и отвечать на неё взаимностью, строя свою жизнь в уподоблении ей.

Ибо «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор 13,1).

Так Павел Тарсянин предостерегает нас от опасности бессмысленного расточения дара жизни и веры!

Дорогие мои!
Сегодня Господь собрал всех нас в этих величественных стенах по радостному для каждого из здесь присутствующих поводу: ныне мы торжественно празднуем Двадцатилетие со дня возобновления богослужения и приходской жизни в храме святой Екатерины Александрийской.

Сказанное мною ранее, кажется на первый взгляд, не вполне отвечающим радостному поводу нашего сегодняшнего Евхаристического собрания. Но — лишь на первый взгляд.

Сегодня мы все благодарим Бога за пройденный путь, в котором сам Бог неизменно был для нас спутником, помощником и защитником, исцелял наши недуги, укреплял нас в наших немощах, обогащал нас от Своей премудрости и силы.

Благодарность наша не была бы полной, если бы мы не открылись друг ко другу в готовности прощать и просить о прощении, чтобы всей общиной быть воистину свидетелями Евангелия — чудотворной и всепобеждающей силы Божественной любви! Слова святого Павла, которые прозвучали в первом чтении, пусть станут примером нашего обращения друг с другом: «Услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих».

Мы завершили важный этап своего совместного жизненного пути. А жизнь наша продолжается, и сердца наши, животворимые надеждой, открыты навстречу будущему. Опыт же совместного осмысления прошлого да претворится в то многое, что нам ещё предстоит (каждому в отдельности и всем вместе) совершить в послушании, верности и доверии к Богу.

Сегодня мы молимся о тех, кого уже нет с нами здесь на земле, но с кем нас ожидает встреча в жизни будущего века. Мы молимся обо всех наших благодетелях, обо всех, кто сопутствовал нашему делу своей щедростью, своей деятельной помощью, как и своей молитвой!

Бог всемогущий да дарует жизнь вечную всем благо нам творящим ради Его святого имени.

Молимся мы и о том, чтобы продолжение восстановления храма и приходской общины совершалось к вящей славе Божией и на пользу нашим единоверцам — христианам, как и нашим согражданам и всем людям.

Как ваш правящий епископ, я от всей души приветствую и благодарю всех потрудившихся для того, чтобы сегодняшнее торжество стало возможным.

Невозможно перечесть поименно всех служителей Божьего дела — от первого часа до часа одиннадцатого. Но все вы — в памяти Бога, а ваш труд запечатлён в этих преображенных стенах и в этой растущей и процветающей приходской общине.

Сегодня я хочу особо поблагодарить отца Евгения, который начал возрождение этого прихода, и отца Георгия, чьё смиренное служение так много дало этой общине.

Приветствую настоятеля прихода — отца Иакинфа и, в его лице, — всех служащих и послуживших здесь пастырей из Ордена Проповедников.

Отец Иакинф воспринял и успешно претворяет в своём служении то, что с самого начала характеризует своеобразие прихода святой Екатерины: его особую открытость — в мире и надежде — к общению и сотрудничеству с христианами иных Церквей и церковных общин; к культурным традициям христианских народов, являемым во всём их многообразии; к радостям и проблемам всех жителей славного Города на Неве.
Господь да благословит вас.

Архиепископ Павел Пецци

Оставьте комментарий