Наш Бог парадоксален. Его ценности абсолютно противоположны ценностям мира сего. Наше общество превозносит богатство, успех, славу, самосовершенствование, а Христос говорит нам сегодня: «Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». (Мк 10, 43-44). В Евангелии можно найти много других утверждений этой парадоксальной нравственности, но самым ярким примером, без сомнения, являются Заповеди Блаженства: «Блаженны нищие духом… Блаженны плачущие… Блаженны алчущие… Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5, 3-11). На основе этих страниц Евангелия некоторые философы, например Ницше, обвиняли христианство в том, что оно является «религией рабов», превозносящей слабость, что оно призывает людей смиряться с несчастьями и трагической судьбой.
Почему Христос просит нас отказаться от всех внешних проявлений счастья, призывает нас стать рабами, почему Он так высоко превозносит немощность?
На этот вопрос можно найти три ответа, три оправдания слабости. Первое оправдание слабости следующее: она является источником изобретательности человека. Святые отцы писали, что Бог создал Адама более слабым, чем животные, без шерсти и когтей, чтобы человек осознал свою духовную сущность, сотворенную по образу Бога, чтобы он развивал свой разум. Наш собственный опыт показывает, что наши слабости, наши душевные раны часто оказываются плодотворными. Они подобны жемчугу устрицы: сначала жемчуг является лишь болезнью раковины, песчинкой ранящей плоть устрицы, но постепенно устрица покрывает эту песчинку перламутром, так что в конце концов болезнь становится сокровищем. Итак, слабость приводит к богатству. Подобный процесс можно обнаружить в жизни каждого из нас. Особенно это заметно у художников: самые гениальные художественные творения часто являются плодом душевных ран. Вот, братья и сестры, первое оправдание слабости, которое можно назвать «слабостью Адама».
Но этого оправдания, конечно, недостаточно, потому что оно чисто психологическое, только человеческое. В Священном Писании находим сверхъестественное оправдание слабости, которое можно назвать «слабостью Давида». Вся история спасения свидетельствует о следующем парадоксе: самый слабый, самый младший, самый маленький человек всегда побеждает, потому что, как Господь говорит апостолу Павлу, «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12, 9). Лишь в слабости человека Бог может явить Свою божественную силу. Все святые Ветхого Завета иллюстрируют это утверждение: например Давид, побеждающий Голиафа; заикающийся Моисей или робкий Иеремия; или Иудифь, обезглавливающая Олоферна; Есфирь, Руфь и все женщины Ветхого Завета, в слабости которых Господь показал Свою силу. Эти святые предвосхищают тайну воплощения и смерти Христовых, благодаря которым Бог побеждает смерть. Они предвозвещают слова апостола Павла, обобщающие христианскую нравственность: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12, 9-10).
Но тогда, братья и сестры, появляется следующий вопрос: почему Христу нужно было быть слабым, чтобы сила Божия явилась в Нем, ведь Он Сам Бог? Чтобы ответить на этот вопрос, представим здесь третье оправдание слабости, которое является чисто христианским. После слабости Адама и Давида вот слабость Самого Христа: быть немощным, чтобы укреплять других. Господь унизил Себя, чтобы восстановить нас; Он стал человеком, чтобы обожествить нас; Он взял на Себя нашу немощь, чтобы мы стали сильными.
Парадокс этой третьей немощности заключается в следующем: она предполагает наличие силы, которую можно назвать силой слабости. Только Господь способен иметь такую силу, только Господь настолько силен, чтобы стать действительно немощным, потому что, как говорит апостол Павел, «немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1, 25). Апостол объясняет также, что «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр 4, 15). Наоборот, наш Бог способен «снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью» (Евр 5, 2). Вот, братья и сестры, сила нашего Бога. Наш Бог, как написано в послании к Филиппийцам, «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп 2, 6-7). Да, наш Бог, в отличие от языческих богов, не является Богом непреклонной власти. Точнее сказать, Он так могуществен, что способен стать слабым.
Христос называет блаженными нищих духом, алчущих, плачущих, оклеветанных не для того, чтобы мы все стали страстотерпцами или чтобы мы радовались о будущем утешении либо о будущем несчастии сегодняшних богатых и счастливых. Не следует спрашивать у себя, заслуживаем мы благословения или проклятия Христовых, потому что все мы одновременно богаты и бедны, сильны и слабы. Граница между счастьем и несчастьем проходит не между людьми, а в сердце каждого из нас. Сегодня Христос приглашает нас выбрать счастье, то есть, понять, что благодаря нашей немощи, и даже можно сказать, благодаря нашим грехам, благодать Господа может расти в нас, ибо, как говорит апостол, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5, 20). Братья и сестры, возрадуемся, ибо сила Господня проявляется в нашей немощи, возвеселимся в Боге нашем, ибо Он нас возлюбил до смерти, и смерти крестной. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР