Старинный латинский гимн воспевает Пречистую так: «Tota pulchra es, Maria, et macula originalis non est in te. – Вся Ты прекрасна, Мария, и пятна первородного греха нет на Тебе. Одежды Твои белы, как снег, и лицо Твое как солнце. Ты – слава Иерусалима, Ты – радость Израиля, Ты – возвышение народа нашего». Этот текст четырнадцатого века показывает, что Непорочность Матери Божией неразрывна для нас с тем, как Она прекрасна. Потому литургия говорит о Деве Марии словами из Песни Песней: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» (Песн 4, 1). И словами псалма: «И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс 45(44), 12).
Но что есть красота? В классической древности красота имела два основных критерия: цельность и пропорциональность.
И правда, первая черта Девы Марии – Ее цельность. Она не только Дева, Приснодева, но грех никогда не касался Ее. С момента Своего зачатия Дева Мария была сохранена от греха, предназначенная Промыслом Божиим к Божественному Материнству. Именно эту тайну мы сегодня празднуем. Это не значит, что Мария – сверхчеловек, что Она не похожа на нас. Наоборот, Дева Мария – единственный человек, в котором полнее всего воплощена человеческая природа такой, какой Бог ее задумал. Можно сказать, что Она полностью человек, ибо благодать Божия наполнила Ее. Архангел Гавриил приветствовал Марию: «Радуйся, благодати полная» (Лк 1, 28). Красота Божьей Матери – это красота человечества, в которой отражается красота Бога. Можно сказать, что Дева Мария является иконой человечества.
Вторая характеристика классической красоты – пропорциональность, или гармония. Действительно, в Пресвятой Деве все гармонично. Ее воля находится в согласии с Ее действиями. Она не испытывает того разделения в себе, от которого все мы так страдаем и о котором говорит апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19). Но главное в этой гармонии то, что всё в Деве Марии соответствует воле Божией. «Да будет Мне по слову твоему», – говорит Она (Лк 1, 38). Мария имела свободу сказать Богу «нет». Без этой свободы Ее «да» не было бы так важно. Она не грешила именно потому, что все было согласно в Ней, и между Нею и Богом. Вот источник красоты Матери Божией.
Братья и сестры, красота Пренепорочной Девы дана нам не только для созерцания и радости. Она дана нам для того, чтобы и мы стали прекрасны в очах Божиих. Мы слышали сегодня во втором чтении слова апостола Павла: «Господь избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1, 4). Красота Марии дана нам, чтобы мы были способны увидеть красоту образа Божия во всяком человеке, и молиться как псалмопевец: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс 27(26), 4).
Давайте попросим Господа сегодня, чтобы Он обновил в нас цельность и гармонию. И тогда возжелает Христос красоты нашей и придет, и будет жить в нас.
о. Иакинф Дестивель, ОР