Соф 3, 14017; Плп 4, 4-7; Лк 3, 10-18
Не случайно мы читаем это Евангелие в воскресенье «Gaudete», когда Церковь призывает к радости. Господь сегодня показывает нам путь к радости, который можно назвать путем малых добродетелей.
У берега Иордана люди, которые хотят креститься, спрашивают Иоанна: “Что же нам делать?”. И суровый Предтеча не говорит им о подвигах, аскезе, постах. От мытарей он не требует, чтобы они отвергли свою позорную работу, но просит, чтобы они не брали более определенного им, воинам он не предписывает бросить оружие, но лишь просит не обижать никого и довольствоваться своим жалованьем. Эти ответы поражают своей прозаичностью. Мы тоже очень часто спрашиваем, например, священников: “Что нам делать?”. И ждем, когда от нас потребуются какие-то духовные подвиги, что мы должны будем молиться по ночам или совершить чудеса самоотречения. Но в Евангелии Христос ходит по дорогам обычных людей, входит к ним в обычные дома, «ест и пьет», как Он говорит о Себе Сам. И нас Он ждет на наших обычных путях, в наших домах. Мы часто искусственно разделяем духовную и обыденную жизнь, как будто одна из них не совсем настоящая, «жизнь» в кавычках. На самом деле понятия отдельной мирской жизни нет для христианина, ибо вся жизнь, с ее самыми мелкими событиями должна быть посвящена Богу. Как говорит апостол Павел: «Все, что вы делаете, делаете для Бога». Наша повседневная жизнь, как правило, не требует внешнего героизма. Сегодняшнее Евангелие призывает нас к возрастанию в ежедневных «малых добродетелях», без которых невозможно достичь добродетелей более великих. Как говорит Христос в притче: «Хорошо, добрый и верный раб. В малом ты был верен, над многим тебя поставлю».
Что такое эти малые добродетели? Во-первых, я хочу упомянуть о простой вежливости. Вежливость помогает сгладить то, что в нашем характере может мешать другим и ранить их. Вежливость выражает уважение к другому человеку, не только к начальнику, но и к подчиненному, не только к хорошим знакомым, но и к домашним, и к незнакомым. Это вежливость учит видеть себя не на первом плане и уступать.
Скромность по отношению к себе – еще одна малая добродетель. От нас не требуется ложное нарочитое смирение и уничижение себя, но умение осознать, что другие выше там, где они действительно выше. Как говорит апостол Павел: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп 2, 3). Смиренномудрие предполагает, что мы умеем уступать желаниям и мнениям других людей, с которыми живем или работаем. Это умение искать и предупреждать желания других, одним словом, это умение радоваться радостью другого человека.
Но важнейшей из наших малых добродетелей является благодарность. Мы помним, как только один из десяти евангельских прокаженных возвратился поблагодарить Христа за исцеление. Мы сами в подробностях помним, кто обидел нас и кто нам должен, и легко забываем полученное добро, все время требуя большего.
Искренность – еще одна малая добродетель. Христос учит нас: «Да будет слово ваше «да, да», «нет, нет». Любовь к ближнему требует высказывать свое мнение. Иногда ради мира мы предпочитаем скрыть свое отношение за счет истины. Порой мы делаем это только потому, чтобы не объяснять все слишком долго, и упрощаем жизнь. Но так мы становимся чужими друг другу, живем каждый в своем мирке, и расстояние между истиной и ложью сокращается до полной неразличимости.
Очень важно искреннее благорасположение к людям, умение смотреть на них с хорошей стороны, умение оставить свое первое впечатление и не судить по нему встретившегося нам на жизненном пути человека. Еще древние учили стараться никогда не говорить о других дурно. Это очень просто, но трудно воплотимо. Не говорить, но думать плохо о других, в свою очередь, – лицемерие. Как говорит Христос: “Не судите, и не судимы будете”. Умение восхищаться людьми обогащает, а тот, кто видит в других дурное, отравляет себя.
В Евангелии очень много притч, где речь, как ни странно, идет о пунктуальности. Достаточно вспомнить дев, опоздавших на пир. Пунктуальность является добродетелью, ибо предполагает справедливость и любовь к ближним. Она применима во всех сферах нашей жизни. В семье, на работе, на Мессе, в переписке. Время – дар Божий, как и хлеб. Мы торопимся и опаздываем, потому что плохо оцениваем, не уважаем время и людей. Пунктуальность подразумевает тщательность – умение хорошо делать свою работу. Даже самые скромные дела нашей жизни заслуживают стараний и тщательности, ибо они все происходят от Бога.
Я привел лишь некоторые примеры малых добродетелей, без которых нельзя называться христианином. Если мы будем помнить о них и стремиться их в своей жизни, мы действительно сможем заслужить слова Христа: «Хорошо, добрый и верный раб. В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Сразу после этого раб слышит: «войди в радость господина своего» (Мф 25, 23). Ожидая окончания Адвента, мы сможем, подобно верному рабу, по обетованию Христову, «войти в радость Господина своего», радость идущего к нам Спасителя, живущего и царствующего во веки веков. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР