Сегодня, как и каждый год в первое воскресенье после Рождества, мы молитвенно воспоминаем Святое Семейство, земную семью нашего Спасителя. Когда Папа Пий XI установил этот праздник для всей Церкви, семья, какой она была в XIX – начале XX века, испытывала кризис. На самом деле, семья во все времена очень хрупка. Мы видим, что в наше время семья также испытывает кризис. Женщины, считающие карьеру главным в жизни, все возрастающее количество разводов, дискуссии о возможности заключения брака и воспитания детей людьми одного пола…
Мы обычно думаем, что Святое Семейство, в отличие от наших семей, не имело никаких проблем, не переживало кризисов, что оно безмятежно жило в Назарете. Но на самом деле жизнь Святого Семейства не совпадает с нашим идеалом. Как и наши семьи, земная семья Христа преодолевала трудности, непонимание, страдания. С житейской точки зрения Святое Семейство – довольно странная семья. Беременная невеста; муж, который должен усыновить непонятного ребенка и отказаться от мысли иметь собственных детей. Бегство с новорожденным младенцем на чужбину, тяжелая жизнь, полная лишений. Кто бы из нас мечтал иметь такую семью? Празднуя торжество Святого Семейства, Церковь предлагает нам не пример для подражания, а тайну – тайну семейной любви, которая скрыта именно в этих трудностях.
Особенно много может сказать нам об этом эпизод, слышанный сегодня нами в Евангелии. Иисусу исполняется двенадцать лет и Он остается в Иерусалимском Храме, не предупредив Своих родителей. Когда Мария и Иосиф, после трех дней волнения и поисков, нашли Его, Христос упрекает их: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2,49). Для родителей это был, конечно, трудный момент, и смысл его они, по словам евангелиста, тогда не поняли. Обретение Иисуса в Храме происходит во время праздника Пасхи; Матерь Божия и праведный Иосиф встречают Его по прошествии трех дней и открывают в Нем что-то новое и необычайное. Так Евангелие приближает для нас этот случай из начала жизни Христа к ее главному событию – смерти и воскресению – Пасхе.
Можно сказать, что всякие вообще человеческие отношения должны пережить подобную Пасху. Всякая любовь: супружеская, родительская, любовь детей к родителям приходит к полноте через переживание своего рода смерти и воскресения, переживание пасхального опыта. Наши представления о любимых людях оказываются неверными, или отчасти верными, и они должны переродиться, чтобы мы нашли и полюбили близких в их истинном облике.
Материнская любовь Девы Марии пережила свою Пасху. Путь Матери Божией учит нас, что не все в нашей семейной жизни понятно сразу. Мария, как мы знаем из Евангелия, часто не понимает всего, что происходит с Нею. Во время Благовещения, в Иерусалимском Храме, в Кане Галилейской, или когда Она хотела говорить со Своим Сыном во время Его проповеди (см. Мф 12,46-50). Мы также не все понимаем в наших близких. Нам кажется, что и наши родные, даже если они нас любят, не понимают нас. Или, и это еще страшнее, мы думаем, что уже все поняли и знаем друг о друге, что ничего нового уже не будет. Пресвятая Богородица обрела окончательный смысл Своего Материнства только у подножия Креста. Когда Христос говорит Матери Своей: «Вот сын Твой», отдавая заботу о Ней апостолу Иоанну, Он делает Ее матерью всем нам. На примере Богородицы Господь показывает нам, что Его замысел о нашей человеческой любви требует времени.
Другой аспект пасхальной тайны семейной любви открывает нам святой Иосиф. Его пример учит нас принимать тех, с кем мы делим жизнь, как дар Божий. Обнаружив, что его нареченная беременна, Иосиф «хотел тайно отпустить Ее». Так мы узнаем, что он по-настоящему любил и жалел Марию. Но у какого мужчины хватит сил жить с этим дальше? Ангел говорит ему: «Не бойся принять Марию, жену твою» (Мф 1,20). Дело не в том, что Иосиф-труженик заботился о Матери Божией и Младенце, исполняя некий религиозный долг, как нам иногда представляется. Иосиф принял Марию и Дитя в свое сердце, он принял волю Божию о своей семье. Он полюбил Марию, как свою жену, а Иисуса, как сына, по-настоящему. Мы слышали сегодня в Евангелии, что Господь, вернувшись в Назарет с родителями, «преуспевал в любви». Смысл отцовства – в обучении добру, в навыке любви, который передает отец ребенку. Бог отдал святому праведному Иосифу Своего Сына, чтобы он стал для Него таким отцом.
Современное общество, с его культом личной свободы, утверждает, что мы сами выбираем, с кем нам жить. Но тайна Святого Семейства говорит иное: Бог посылает нам близких и посылает нас к ним. Наша свободная воля может принять их или отвергнуть, подобно тому, как Иосиф и Мария могли отказаться от возвещенного ангелом. Однако Сам Бог посылает нам тех, кого мы любим. Мы обычно говорим: «У меня есть дети». Библия выражает это по-другому: «Младенец родился нам; Сын дан нам» (Ис 9,6). Если мы осознаем, что наши близкие – это дар Божий, что родители, супруги, дети даны нам свыше, мы не будем относиться к ним как к своей собственности, а станем уважать их свободу, их тайну, примем их такими, какие они есть. Если в нашей жизни с ними появятся трудности, мы не сможем отвергнуть тех, кого любили, как людей, случайно возникших в нашей жизни, а будем сражаться за то, чтобы сохранить их, как дар Божий. Мы должны сохранять верность любви к ним, даже если все совсем не так, как нам в начале представлялось. Пример Матери Божией научит нас ждать понимания. Пример святого Иосифа научит нас принимать. Господь наш даст нам благодать возрастать в любви.
свящ. Иакинф Дестивель