«Волхвы с востока» – вот все, что Евангелие говорит нам о пришедших поклониться Младенцу Христу чужестранцах. Священное Писание не называет их имен. На самом деле мы не знаем, были ли они царями или что их было именно трое. Три дара, поднесенных Христу, дают повод предположить, что и дарителей столько же. Евангелие описывает нам дары, показывая, что они важнее, чем личности самих мудрецов-звездочетов.
Волхвы, «открыв сокровища свои», поднесли Христу золото, ладан и смирну. Необычность и роскошь этих даров, наверное, поразили евангелиста. Но, помимо этого, есть смысл задуматься, что они означают для нас с вами. Эти дары должны сказать нам что-то важное о Господе и о наших отношениях с Ним. Мы все надеемся когда-нибудь предстать перед Христом. Что мы поднесем Ему в дар?
Золото – самый понятный подарок. Золото всегда будоражило фантазию человека. Древние евреи, как и все окружавшие их народы, использовали этот материал для всего самого роскошного и священного. Из него были изваяны херувимы на Ковчеге завета, но из него же отступники отлили тельца, которому поклонялись. Золото – самый драгоценный металл, оно редко, и потому оно стало символом богатства. Но золото также и символ вечности, ибо оно не разрушается временем. Нимбы святых, небо на иконах – все это золотое. В Библии с золотом сравнивают мудрость. Такие свойства золота сделали его символом власти. Поэтому традиция Церкви всегда видела в золоте, подаренном волхвами, знак царского достоинства Христа.
Что, если мы тоже подарим Господу золото? Что это значит? Конечно, в прямом смысле слова, можно просто жертвовать на Мессе деньги, и успокоиться на этом. Но наше золото, наше истинное сокровище там, где наше сердце. Мы можем подарить Богу то, что в нашей жизни важнее всего. Может быть, для некоторых это будет означать посвятить Богу свои труды на работе или семейные заботы, употребить во славу Божию данную нам власть или богатство. Если наше золото, не на словах, а поистине – символ святости, то Богу угодно будет принять плоды нашего стремления к совершенству. Эти плоды иногда стоят нам очень дорого и оказываются ничтожно малыми. Но мы знаем, что для того, чтобы вызолотить футбольное поле, достаточно всего нескольких граммов золота. Для кого-то из нас золото – символ премудрости. Тогда возрастание в ней, свои размышления и поиски мы тоже можем посвятить Богу.
Ладан волхвы, согласно традиции Церкви, приносят Христу как Богу. Ладан, или как его еще иначе называли, фимиам, был формой храмового жертвоприношения. Ладан – символ молитвы. Псалмопевец восклицал: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» (Пс 141(140)). На Мессе мы и теперь кадим перед алтарем. Но в духовном смысле дар волхвов – призыв к молитве, призыв отдавать Богу жертву нашего времени, нашего внимания и поклонения. Благовонный ладан – маленькие комочки смолы особых деревьев, растущих на Востоке. Эти застывшие капли смолы благоухают только когда попадают на угли. Сухой ладан практически не пахнет. Когда он начинает таять на тлеющих углях, только тогда бывает дым и запах. Также можно сказать и о нашей молитвенной жизни, да и о нашей жизни вообще. Только когда она прикасается к горячей любви Христа, она становится прекрасна, она благоухает. Благоухание Христово дает нам благоухать. И еще. Всегда нужно несколько кусочков ладана для каждения. Так и наша молитва. Она по-настоящему жива и действенна лишь, когда она соединена с братской молитвой в общине.
Что означает смирна? Это самый таинственный из даров. В первом чтении мы слышали, что все принесут Мессии золото и ладан, но пророк Исаия не говорит о смирне. Смирна в древнем мире – благовонное масло для бальзамирования тел умерших. Мы помним, что праведный Никодим принес состав из смирны и алое для погребения тела Христова. Поэтому Церковь всегда видела в даре смирны волхвами символ истинной человечности Христа и Его грядущих страданий. Смирна – единственное вещество, которое мы не можем принести в храм и вручить Богу буквально. Нам негде ее взять. Как же мы можем принести Богу свою человечность? Чтобы воскреснуть со Христом, мы должны научиться умирать для себя. Как посмеем мы принести Спасителю нашему знаки Его страдания? Только если сами научимся и будем готовы терпеть страдания. Как жемчуг в раковине моллюска, – рана, преображенная в драгоценность, так и наши раны, если мы принимаем их ради Христа, становятся великим сокровищем.
Давайте, братья и сестры, принесем ко Христу все, что есть у нас драгоценного. Принесем Ему золото – богатство нашей жизни; ладан нашей молитвы и смирну – нашу человечность, наши несовершенство и раны. Мы принесем Ему свои дары, чтобы Господь мог совершить чудесный обмен, даря нам золото достоинства царей, ладан – часть во священстве Народа Божия и вместо погребальной смирны – причастие Божеству Того, Кто живет и царствует во веки веков. Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР