Для многих участников григорианского хора пение на «латинской» Мессе стало своего рода «выходом в свет», а точнее — боевым крещением в качестве исполнителей музыки.
Уже около года по понедельникам, после вечерней Мессы, мы собирались на хорах и пытались, по мере возможностей, постигать основы григорианского пения. Изначально сопровождение Мессы не было даже одной из возможных целей. Зато на «спевках» в романтической атмосфере темного и тихого храма участники хора (собственно, тогда еще даже и не хора) узнали массу фантастически занимательных вещей об истории музыки, о том, что «нотацию» можно не только читать кому-то, но еще и петь, о том, как хорош монах в качестве аудионосителя… Теперь для нас не секрет, чем обычный градуал отличается от триплекса, торкулюс от скандикуса в ланской и санкт-галленской нотации, и чем отличается третий тон псалма от пятого тона. А если серьезно, то на занятиях, которые проводила Анна, многим из нас представился шанс восполнить недостающие, но так необходимые знания по истории и содержанию литургии.
Когда было принято решение о том, что мы будем сопровождать субботнюю латинскую Мессу, многих охватила паника. Успеем ли выучить все прописанные в градуале изгибы григорианской мелодии, если квадратики нот все время норовят слиться в нечто устрашающее? Поэтому просим прощения за то, что не удалось и обещаем в следующий раз соответствовать ожиданиям прихожан.
Конечно, более легким путем было бы собрать хор из сторонних профессионалов, который быстро можно представить вниманию гостей… Но не будем забывать о том, что григорианское пение, по меткому выражению Бенедикта XVI, это мысль, соединенная с музыкой, труд разума и сердца прежде всего тех, кто живет жизнью Церкви и старается осмысленно участвовать в Литургии.
Анастасия Паламарчук