В то время: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Иисус на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели. Лк 9, 28b-36
Три беседы сплетаются воедино в сегодняшнем Евангелии, и каждая ведёт за собой другую, наполняя её светом, изливаясь в неё, как из чаши в чашу бахчисарайского фонтана. Одна и та же жизнь, одна и та же слава сияет для всех, кто вступает в эту беседу, от высот предвечного Слова, вплоть до нас, празднующих Евхаристию.
Первая из этих бесед – это разговор Пресвятой Живоначальной Троицы. Иисус молится в тишине ночи. Слава сияет из глубин Его тихой молитвы. Бог от Бога, Свет от Света, Предвечное Слово рождается от Отца, принимает Себя от Него и предает Себя Ему, радостно и без остатка. Сын живет Отцем, Отец отдает всего Себя Сыну, ликование Их взаимного дара – Святой Дух, что осеняет Их Своим светом. Блеск славы, что будит апостолов – это отсвет во плоти Христа сияния Троичной жизни. Молитва Христа начинает наше Евангелие, лучезарное облако Духа наполняет его, глас Отца завершает его: Сей есть Сын мой возлюбленный, Его слушайте. Бог дал нам самое дорогое, самое ценное, самое прекрасное, что составляет Саму Его жизнь – Он дал нам Своего Сына, и слава этого дара озаряет ночь, в которую погружены апостолы. Вот первая из трех бесед, вечный источник света для всех нас.
Вторая беседа – это разговор Христа с Моисеем и Илией. О чем они говорят? О Пасхе Иисуса, о его исходе в Иерусалиме. Они говорят о Его Кресте, о тайне нашего искупления, о пути, что приведет нас к вечной славе. Сын Бога берет на Cебя нашу смерть, чтобы дать нам Cвою жизнь, Он принимает наши страдания, чтобы дать нам Свою славу. Если в беседе Троицы всё – радость и мир, то здесь – крест, боль, ночь и смерть. Слава Христа сияет над миром из глубины нашего падения. Всё, что отделяло нас от Бога, Бог берет на Себя и преображает наш грех Своей любовью в источник жизни. Свет Преображения готовит апостолов к тайне Страстей Христовых – они знают, Кто будет распят, – и уже приоткрывает им смысл искупительных страданий: Пасха Иисуса выведет нас из рабства смерти к свободе детей Божиих. Моисей и Илия, Закон и Пророки открывают нам замысел Бога: Он желает нашего спасения. В Своем бесконечном милосердии Бог решил приобщить нас Своей жизни, Он хочет, чтобы свет, сияющий во плоти Его возлюбленного Сына, воссиял бы и в нас. Вот второй разговор: Иисус, Моисей, Илия.
И тут вступает новый голос – Петр; начинается третья беседа. Иисус избрал трёх Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, чтобы вырвать их из сна, чтобы сделать их свидетелями Своей молитвы, Своей славы, Своего замысла. Наставник, отрадно нам быть здесь! Отрадно настолько, что Пётр полагает, что всё уже совершилось, что слава, озарившая его, окончательна, что Царствие уже открыто для нас. Давай сделаем три кущи, то есть три походных шалаша, не зная, что говорил. Радость Петра такова, что он полагает, будто бы всё совершилось, тогда как Крест и окончательная слава еще впереди. Так же и в нашей жизни уже сияет свет Христа, уже виден отблеск Его славы, но время нашего паломничества еще не окончено, нам надлежит пройти еще долгую дорогу – мы в самом начале Поста! – с тем, чтобы полностью вступить в свет пасхальной радости.
Три беседы сплетаются воедино. Сияние вечной Троичной славы, согласный хор пророков, восхищение и радость апостолов – вот где нам надлежит пребывать. Пост должен стать для нас пробуждением от сна, забвением себя, восхищением перед кроткой щедростью божественной Любви, что преображает всю нашу жизнь. Пусть Закон и Пророки будут нашими вожатыми на этом пути – не поленимся заново открыть для себя Писание. Пусть апостолы будут нашими наставниками – частое причастие и исповедь да приготовят наши сердца к приятию Божественного света. И, прежде всего, пусть жизнь Троицы станет нашей жизнью: отдавать себя без остатка, пребывать в радостной молитве, войти в светлое облако Святого Духа.
о. Павел Сысоев ОР