У колодца Исаак встретил Ревекку, Иаков встретился с Рахилью. Сегодняшнее Писание тоже приводит нас к колодцу. Есть толкование, согласно которому пришедшая по воду Самарянка – образ Церкви, и у колодца Иаковлева происходит то узнавание, с которого полагается Божий союз любви с человечеством. Для наших катехуменов, избранных несколько дней назад, колодезем встречи со Христом станет купель их крещения, где Он откроет им источник воды, текущей в жизнь вечную. Но эта евангельская встреча важна не только для новообращенных. Каждый из нас может узнать в ней черты любой настоящей встречи со Христом.
Встреча Иисуса с самарянкой важна каждым своим мгновением, каждым жестом и фразой. Первые слова Христа, обращенные к женщине: «Дай Мне пить». Не будем самонадеянны. Встреча с Богом всегда начинается с Его просьбы. «Дай Мне пить.» В начале каждой истории истинных отношений с Богом лежит ошеломительное открытие Его нужды в нас. И эта нужда простирается до последней черты, до предсмертного, крестного «Жажду». Если вы, катехумены, начали свой путь к Богу, свой особенный, у каждого уникальный, путь к крещению, то прежде всего потому, что Бог жаждет вашей любви. Апостол Иоанн в своем послании учит, что «в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин 4, 10). Сколько людей чувствует себя ненужными и неспособными из-за того, что их никто не попросил ни о чем. Почему Господь просит? Не только потому, что жаждет, но и потому, что больше радости – дать, нежели получить. Он хочет открыть нам эту радость. Бог во Христе приходит к каждому из нас не как великодушный податель благодати, но как человек, который жаждет и стучит в дверь.
Второй момент наступает сразу после того. «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: «Дай мне пить», то ты сама просила бы у Него…» Наша жажда – ответ Его жажде. Господь жаждет того, чтобы мы обнаружили в себе нужду в Его любви. Она есть в нас, эта тоска по Богу, о которой мы до поры не подозреваем, но которую пробуждает слово Его. И самарянка скажет Христу: «Дай мне этой воды, чтобы мне не приходить сюда черпать».
Третье мгновение встречи – Христос просит самарянку позвать мужа. У меня нет мужа. – Правду ты сказала. – У тебя было пять мужей и тот, которого ныне имеешь – не муж тебе. Наверное, эта женщина, более или менее осознанно, в заботе о насущном, в повседневной суете стремилась забыть свою рану. И когда Христос говорит ей о ее пяти мужьях, она отвечает: «Я вижу, что ты пророк». Встреча нашей жажды с жаждой Божией родит прозрение истины о себе. «Настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Все маски, приросшие к лицу, все роли, привычные нам, совлекаются при свете Лика Божия. На молитве мы прячемся за личиной благочестия, боясь заглянуть в бездну нашей жизни. На исповеди мы перечисляем внешние оплошности, боясь увидеть свой настоящий грех. Христа можно встретить только тогда, когда предстаешь перед Ним, как есть, в наготе истины о себе. Но только так, избавившись от брони самообмана и лицемерия, можно почувствовать исцеляющее прикосновение любви Божией.
И вот оно – четвертое мгновение встречи – женщина: «Мессия придет и все объяснит». И Христос, ей в ответ: «Это Я, с Кем ты говоришь». Первый раз в Евангелии, даже до исповедания Петра, Христос открывается в полноте Своего служения, как Мессия, и больше, чем Мессия – как Бог. Его слова – «Это Я» – «Я есмь», сказанное Моисею из пламени неопалимой купины. Истина о себе дает нам познать истину о Нем. Именно это время вы, наши катехумены, переживаете сейчас, и оно исполнится при вашем крещении.
Истинная встреча имеет свои плоды. Самарянка уходит, чтобы призвать всех: «Пойдите, посмотрите Человека». Встреча Бога с нами не может остаться между нами, она велит нам возвещать о себе, разделить все, что мы получили. Она дает нам радость не только утолить жажду Божию, но и утолить жажду наших братьев, дать им от нашей полноты.
Дорогие катехумены, ваше предстоящее крещение – встреча со Христом. Господь уже воззвал к вам и пробудил в вас жажду. Вы уже начали видеть себя в истинном свете, чтобы предстать перед ним. Все это завершится в Пасхальную ночь, когда вы будете крещены. И вы разделите со всеми нами, с вашими братьями и сестрами, эту благодать, эту радость, эту уверенность в любви Божией, пребывающей во веки веков. Аминь.
о. Иакинф Дестивель, ОР