Лк 22, 14 – 23,56
Сегодня мы вступаем в Страстную неделю, в переживание Пасхи. Эта неделя – не только воспоминание волнующих событий древней истории, не только вершина драматургии литургического года, не только возвращение к основам нашей веры. Эта неделя может стать для нас поворотным моментом, временем для изменения нашей жизни. Все зависит от того, как мы будем ее переживать.
Читая Евангелие можно увидеть все возможные варианты человеческого отношения к тому, что происходило со Христом в Его последние дни и часы. Каждый из действующих лиц этой драмы по-своему воспринимает страдания и смерть Господа. Какую из этих позиций разделим мы?
Как и в любой истории из жизни, в рассказе о Страстях Христа есть те, кого можно назвать плохими и хорошими. Наверное, мало кто отождествляет себя с евангельскими злодеями: предателем Иудой, завистливыми первосвященниками, жестокими солдатами, слабым и суетным Иродом, трусливым Пилатом, разъяренной толпой… Мы же христиане, и предпочитаем, справедливо это или нет, представлять себя на стороне правды, среди хороших людей, присутствовавших при событиях Страстной седмицы. Но, на самом деле, в этой истории хороших людей мало, можно даже сказать, что их нет ни одного. Точнее, евангельские добрые люди как-то малопривлекательны, ограниченны. Они не герои, не подвижники, а заурядные, трусоватые, бедные люди. Так называемые «добрые» люди из этого рассказа очень похожи на нас. Они, как и мы, не плохие, но просто обычные. Вот апостолы. Во время Тайной Вечери они спорят, выясняют, «кто из них должен почитаться большим» (Лк 22, 24).
Кто из нас, братья и сестры, не хотел быть лучше других? Вот ближайшие из учеников. Они уснули, когда друг и Учитель просил, страдая, быть с Ним рядом в саду Гефсимании. Кто из нас не дремал или не думал о своем во время молитвы? Вот сам первоверховный апостол Петр. Он с оружием в руках бросился защищать Господа, но тем же вечером трижды отрекся от Него. Кто из нас не видел себя защитником Церкви, убежденным в своей вере, и не боялся бы смертельно мнения служанки? Может быть, Симон Киринеянин? Но и Симон несет Крест Иисуса не добровольно, а потому что его заставили. Мы также часто идем в церковь, не понимая цели, не осознавая дара. Но тогда, может быть, можно считать героем Иосифа из Аримафеи, члена совета, которого Евангелие называет «добрым и правдивым человеком»? Конечно, он не согласился на убийство Иисуса, но и ничего не сделал, чтобы помешать этому. Он приходит, когда уже все кончено. Мы тоже часто боимся рисковать и присоединяемся, когда ситуация уже разрешилась. Да, братья и сестры, добрые люди Евангелия – не герои, а обычные люди… как мы.
Однако всех этих людей объединяет нечто. Они, вольно или невольно, вблизи или издали, следуют за Спасителем. Евангелист свидетельствует, что Петр после своего отречения «следовал издали» за Христом (Лк 22, 54). А другие? «И стоял народ и смотрел», – пишет Лука (Лк 23, 35) и добавляет: «Все знавшие Его стояли вдали и смотрели на это» (Лк 23, 49). И еще отмечает, что женщины «смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк 23, 55).
Да, братья и сестры, все эти добрые, но несовершенные, простые люди имели великое сокровище. Несмотря на свои слабости, они могли издали следовать за Христом и видеть Его, смотреть на Него. Следовать и смотреть, пусть даже издалека, – вот, братья и сестры, единственный путь нашего спасения.
Во время этой святой недели все, что нам нужно делать – следовать за Христом и смотреть: смотреть, как Господь умывает ноги Своим ученикам, как Он зовет их на Вечерю, как Он молится в саду на Масличной горе, как Его распинают на Голгофе, как Он умирает, и как Его гроб оказывается пустым. Следовать и смотреть, даже издали, в тишине – важнее, чем все наши слова и деяния.
Глядя на Христа, мы неожиданно для себя обнаружим, что это Он смотрит на нас. После того, как Петр трижды отрекся, как пишет евангелист, «Господь, обратившись, взглянул на Петра» (Лк 22, 61-62) и тогда рыбак вспомнил слова Учителя и горько заплакал.
Давайте и мы, братья и сестры, постараемся заметить устремленный на нас взгляд Христов. Как Петр, увидим свою неверность и заплачем о ней. Как Вероника на пути к Кресту, видя, как Христос любит нас, будем учиться любить Его. Как разбойник, видя смирение любви Божией, поверим обещанию Спасителя и захотим быть с Ним. Как Матерь Божия, видя смерть Господа ради людей, примем их с любовью. И видя, как Он одержал победу, мы победим вместе с Ним. Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР