Сегодня книга Откровения говорит нам о вечной жизни, а Евангелие – о ее цене. О смерти. Каждый из нас умрет. В зависимости от возраста, здоровья и Божьего Провидения наш час придет через 50 лет или раньше, может быть, завтра. Хотя пределы смерти из года в год отступают благодаря прогрессу в медицине, никто ее не избежит: богатые и бедные, святые и грешники, знаменитости и обычные люди – все мы обречены. Наше общество делает вид, будто смерти не существует, но, на самом деле, убегает от нее, как будто смерть стоит прямо перед нами.
Но наша вера возвещает миру новое о смерти: она уже не перед нами, она – позади. Давайте вспомним, что мы поем на Пасху: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». После воскресения Христа жить – не значит избежать смерти, но значит жить другой, настоящей, истинной жизнью. Святая Тереза из Лизье сказала перед смертью: «Я не умираю, но вхожу в жизнь». Эти слова имеют отношение не только к смерти и жизни физической, но и к духовной. Чтобы жить вечной жизнью уже сейчас, нам надо сначала умереть для себя, чтобы воскреснуть во Христе.
Когда мы решаемся, подобно Аврааму, всё оставить, чтобы идти навстречу Богу, если мы почитаем за ничто все, что имеем, что делаем, что думаем, другими словами, если мы умираем для себя, то приходит ощущение легкости, радости и счастья. Да, для христианина смерть – это жизнь. Кто из нас этого не испытывал? Материальные блага, которые казались так важны, карьера, которой мы так гордились, власть, которая была как будто основой нашего существования… Если мы хотя бы в своем сердце отказываемся от всего этого, то ощущаем освобождение, понимаем, что по-настоящему живы, что начинаем жить подлинной жизнью.
Однако христианская жизнь – это не только отречение. Многие философы и мудрецы говорили, что отрешенность приносит счастье. Но христианская жизнь гораздо глубже. Мы призваны к жизни со Христом и во Христе. А Он сказал, что открывается нам, прежде всего, в наших ближних. Господь говорит нам об этом ясно: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Христианская жизнь заключается в том, чтобы, по слову Спасителя, отдать свою жизнь за друзей своих. Мы часто понимаем фразу из Евангелия от Иоанна «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», как объяснение крестной жертвы Христа ради спасения мира, или как абстрактную истину, или как заповедь помогать ближним. Но для Иисуса в этом не было ничего абстрактного, наоборот, всё было очень конкретно, и Его ученики это поняли. У Христа были конкретные друзья. Он особенно любил своего друга Лазаря и пошел в Иерусалим, чтобы воскресить его. Если вспомним контекст, в котором была произнесена эта фраза, лучше поймем ее смысл: отправляясь в Иудею, Иисус знал, что попадет в руки убийц. Христос шел в Иерусалим не для того, чтобы умереть, Он не искал смерти. Христос пришел в Иерусалим, чтобы воскресить своего друга, даже если за это придется заплатить собственной жизнью.
Братья и сестры, можно сказать, что всякая любовь предполагает смерть. Любить значит не просто желать блага, а отдавать свой ум, свою силу, свое имущество, свое время, одним словом, отдавать свою жизнь тем, кого мы любим. Любовь делает нас уязвимыми, нам придется пережить беспокойство, мучительные моменты, страдания, но только так мы сможем последовать Христу.
Бог не просит нас ограничивать себя и заниматься благотворительностью. Он просит любить друг друга так, как Он любит каждого из нас, а это значит, – отдавать душу за своих друзей. Но любовью Христовой мы можем преобразить смерть в жизнь. В этом наша слава, в этом наше обетование детей и учеников, с которыми в Царстве Своем будет обитать возлюбивший нас Бог наш! Аминь.
о. Иакинф Дестивель ОР