Приход церкви святой Екатерины от самого своего основания — большой и многонациональный. Как написано в буклете о храме, прихожане, говорящие на многих языках, являют «единство и многообразие Церкви Христовой». Есть группы и общины, собирающие «свою» Мессу и потому меньше видимые и известные другим. Но есть у нас прихожане, ставшие совсем родными, но сохраняющие при том отчетливо «необщее» выражение лица. Один из них вчера, в день Вознесения Господня, отметил свой день рождения.
Кто не знает «Кирилла Петровича»? Он часто собирает пожертвования на воскресной Мессе, он приветствует всех объятиями на приходском чаепитии, он всегда и всем помогает, он всегда говорит по телефону (и даже в храме иногда), у него доброе усталое лицо и… какой же у него акцент? Восточный? Ах, да: он иногда говорит с сестрой Терезой Канакри по-арабски!
Уже тридцать лет, страшно подумать, живет в Ленинграде-Петербурге ливанец Кессра Эль-Хашем. Он приехал учиться в знаменитом Первом Медицинском институте в далеком 1982 году, будучи тогда членом Ливанской Коммунистической партии и при том верующим — католиком (Восток — дело тонкое!). Он женился на русской женщине, оброс друзьями и связями и совсем обрусел — даже стал поклонником русской бани. Но, сделавшись Кириллом Петровичем, он остался собой — арабом-христианином из сказочно прекрасной страны, где снежные горы и теплое море, где каждый в приходе знает всех соседей-прихожан и гордится тем, что вместе с ними содержит и украшает храм, где неподалеку от его родного селения совсем недавно жил чудотворец, святой Шарбель Маклуф.
Маронитская Церковь – одна из древних восточно-христианских католических церквей – основана святым Мароном, о котором Кессра любит повторять: «Он был другом Иоанна Златоуста!» — и понимаешь, что так можно говорить только о лично знакомых людях. Сохраняя связи с Ливаном, Кессра построил на родине храм святого Сергия. Приняв в свое сердце храм святой Екатерины как свой родной приход, Кирилл Петрович без устали помогает устроять и украшать его. Это благодаря ему у нас теперь есть прекрасный балдахин для процессий, это он был инициатором и вдохновителем создания Братства помощи церкви святой Екатерины год назад. Кессра — по-настоящему неравнодушный и бескорыстный человек, но он восхищает меня не этим. Он восхищает меня своей верой. Описывая очередные чудеса, совершившиеся с ним в жизни, очень просто говоря о том, как он молится в машине, благодаря и благословляя, этот цепкий и вспыльчивый деловой человек, хитроватый «гость заморский», не может не растрогать. Он умеет «ходить под Богом», он живет верой, а не изображает ее. А еще у Кирилла Петровича замечательная жена и очень красивые (во всех смыслах) дети.
Спасибо Вам, Кирилл Петрович, за все, что Вы делаете для нашего прихода, и дай Вам Бог здоровья, успехов и радости. Как Вы любите говорить со своим уморительным акцентом: «Благослови тебя Господь!»
Текст: Анастасия Медведева
Фотографии Кессры: Евгений Мартынович
На последнем фото — родная деревня Кессры, Акура
Больше о маронитах — в книге Ги Бедуелла “История Церкви”