В день святого Антония можно восхвалять его как великого чудотворца, Учителя Церкви и проповедника. Но сегодня, на празднике у братьев-францисканцев, я бы хотел вспомнить о его бедности. Признаюсь, несмотря на то, что я уже давно принадлежу, вроде как, к нищенствующему ордену, о бедности мне говорить неловко. Я не считаю себя бедняком, и, может быть, даже живу лучше, чем многие из вас.
Бедность – первое, что приходит на ум, когда думаешь о францисканцах. И для святого Антония любовь к бедности, несомненно, была одним из важнейших аспектов его духовности. Он вступил в Орден Братьев Меньших, пораженный бедностью миссионеров-францисканцев. Позднее он стал отшельником и в конце своей жизни даже жил в келье на ореховом дереве. Но зачем святому быть бедным? Как нищий монах Антоний может нам помочь понять, к какой бедности призваны христиане?
Мне кажется важным выделить в евангельской бедности три парадокса, отраженных в жизни святого Антония. Первое, как ни парадоксально: быть бедным – это значит осознать свое богатство. Антоний, несмотря на смирение и простоту, наверное, знал о своих талантах: он получил превосходное образование и стал выдающимся проповедником. Мы иногда думаем, что быть бедным – значит, ничем не обладать, быть никчемным и считать себя ничтожеством. Но это не так. Блаженство бедности – в осознании, что даже недостаток или нехватка могут стать богатством во Христе. В осознании, что и лишения, и неудачи могут стать вратами, пусть узкими, но открывающимися к Богу. В принятии всех потерь и испытаний жизни: безденежья, болезней, одиночества, старости, неудач и несбывшихся надежд – как наших великих сокровищ и побед. Бедняк Христов видит все свое богатство и за это благодарит Бога.
Но святой Антоний не только осознал все, что получил от Бога, и благодарил за это. Он разделил свое богатство с другими, чтобы и их обогатить. Сам Христос, как пишет апостол Павел, ради нас «обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою». Избравший бедность Антоний разделил все, что имел – слово благовестия – с людьми и получил от Бога больше – стал чудотворцем. Он понял, и это – второй парадокс бедности, что чем больше мы отдаем, тем больше можем получить.
Есть и третий парадокс христианской бедности. Мы обычно думаем, что бедность ограничивает наши возможности, что она запирает нас в себе, в тупике безысходности. На самом деле, все совсем наоборот. Бедность открывает нам мир. Бедность, и вообще святость Антония Падуанского неотъемлема от скитальчества. Блаженная бесприютность бедности – отказ от заранее спланированной жизни, отказ от гарантий. Поэтому жизнь святого Антония создает впечатление постоянной Божией импровизации. Будучи августинцем, он неожиданно решил стать францисканцем и отправиться на проповедь в Марокко. Там он заболел и вынужден был вернуться в Европу, но его корабль приплыл в Мессину вместо Португалии. В Италии он поначалу вел ничем не примечательную жизнь отшельника, как вдруг однажды его попросили сказать проповедь, и он стал одним из величайших проповедников своего времени. Тот, кто беден для мира – открыт неожиданностям. Он не боится потерять все и ждет встречи с Богом в любом месте. Он может отказаться от готовых планов, от намеченной карьеры, от удобных, даже самых благочестивых, привычек. Он умеет видеть в своей жизни знаки Божии.
Вот что значит быть бедным, как святой Антоний. Для него бедность была, прежде всего, не особой практикой самоотречения, аскетической дисциплиной, демонстрацией презрения к миру и его благам. Она была способом получить истинное богатство от Бога. Если мы действительно станем так жить, бедность освободит нас от зависти, от желаний, которые нас отягощают, она станет для нас источником свободы и радости. Она призывает нас хвалить и благодарить Бога за все. Пусть святой Антоний научит нас стремиться к такой бедности, чтобы получить от Бога то, что дороже всего – спасение и Царствие Небесное.
Иакинф Дестивель ОР