«Музыка начинается с любви», – эта фраза стала лейтмотивом мастер-класса Павла Бембенека. С любви не как некой абстракции, но как осознанного, освященного благодатью действия, направленного на конкретного человека. Каждого человека. Ансамбль как содружество уникальных личностей, каждая из которых вносит что-то свое, а потому все равно важны для целого, – такова философия удивительного музыканта, Павла Бембенека.
Несколько репетиций в течение полутора дней и достаточно большой объем работы – серьезный риск для любительского хора. Ведь нужно не просто выучить мелодии, но добиться стройности звучания, четкости в произнесении текста, отточить фразировку, одним словом, используя «путеводитель» – ноты, помочь зазвучать музыке. Когда исполнением руководит автор, задача и упрощается, и усложняется одновременно: мы знаем наверняка, какова оригинальная трактовка, но и ответственность значительно выше (ведь нужно точно воплотить замысел художника).
Впрочем, назвать хористов «непрофессионалами» было бы неправильно: среди участников были и выпускники музыкальных школ, училищ и консерватории, и люди, учившиеся всему на практике (а именно – в нашем приходском хоре), причем последнее нередко дает едва ли не больше знаний и умений. Подтверждение тому – история Павла Бембенека, который не оканчивал солидных учебных заведений, но, будучи молодым человеком, начал петь в ансамбле старинной музыки. Образование Павла – опыт, приобретенный за многие годы исполнительской деятельности. Его творчество – плод вдохновения и вдумчивой работы с текстом, которому всегда отводится главенствующая роль: в литургической музыке не может быть по-другому.
Благодаря трепетному отношению композитора к текстам мастер-класс стал для многих не просто музыкальным курсом, но настоящими духовными упражнениями. По-новому услышать Псалмы, изречения святых, стихи Евангелия – чувство поистине прекрасное. Искренность и открытость Павла, его мудрость и сердечность, то, как смело и честно он делится своими переживаниями, рассказывает о своей жизни – бесценное свидетельство человека, идущего с Богом.
Интересная деталь: Павлу Бембенеку пришлось заново учить собственные песнопения, так как они тесно связаны со Словом и по-польски звучат иначе, а в русском переводе он их до начала мастер-класса ни разу даже не слышал.
Удивительны пути распространения музыки польского композитора: к кому-то она попала из первых рук, кто-то познакомился с ней благодаря знакомым, привезшим диски из Польши, кто-то услышал ее в исполнении светских хоров. Но общим для всех впечатлением было ощущение вдохновленности этих произведений свыше: привлеченные их красотой, многие пришли в храм, а это, пожалуй, самое главное – чтобы музыка вела к Богу.
Анна Болдина