Личность Экзарха Леонида Федорова достаточно известна, в связи с этим закономерно спросить: Кем является для нас блаженный Леонид Федоров? Какова его роль в становлении Католической Церкви в современной России?
Отвечая на поставленный мною же вопрос, начну с себя. Мне представляется, что блаженный Леонид Федоров – весьма важная фигура в истории Церкви в России. Важность Леонида Федорова, прежде всего, на мой взгляд, заключается именно в том, что ему удалось выйти из пределов тогдашнего российского националистического и имперского сознания на более высокий уровень. Этим уровнем, безусловно, является Вселенская Церковь, которая, в свою очередь, всегда желала открытости и единства, стремясь таким образом превзойти все существующие рамки и идеологии. Мне думается, что отец Леонид Федоров воплотил в своей жизни именно этот посыл Церкви. Действительно, возвыситься до уровня единства над разобщенностью этого мира весьма трудно. Местечковое сознание – один из главных тайных врагов человеческого разума. Леонид Федоров сумел осмыслить Церковь как единый организм, который превосходит узкие рамки закрытых сообществ. Исходя из этого, посмею предположить, что личность Леонида Федорова являет нам яркий пример свободы выбора. К сожалению, зачастую именно свободе выбора препятствуют националистические и узкие меркантильные интересы. Как часто можно услышать фразы подобные этому выражению: «Я русский – значит православный. Я поляк – значит католик». А как же истина и свобода личности? Неужели наши духовные потребности зависят от нации, мнений, еще раз повторюсь, меркантильных интересов? Этого рода понятия никогда не являлись абсолютными ценностями, но когда происходит их абсолютизирование, мы обретаем идолов, которые отвлекают нас от главного, и это главное – истина. Путь блаженного Леонида Федорова являет нам жизнь в свободе Духа истины.
Когда я размышляю о жизни и деяниях отца Леонида, мне видится за ним другая не менее важная фигура в истории Церкви, а именно – Иустин Мученик. Но что же общего между Экзархом русских католиков Леонидом Федоровым и христианским мучеником периода поздней античности? Я думаю, что объединяющей чертой этих двух выдающихся личностей является утверждение христианских позиций внутри той культуры, в которой они были рождены. Как и для святого Иустина, для Леонида Федорова главной целью их жизни являлось сведение своей культуры и образа жизни к полноте христианской веры. Отказ от шаблонов в угоду истине и вере – вот, что определяет деяния Леонида Федорова и Иустина Мученика. Во времена отца Леонида Федорова в России таким шаблоном выступала формула Победоносцева «Православие, самодержавие, народность».
Выше я упомянул понятие «культура», и сейчас я хотел бы вернуться к нему. Экзарх Леонид Федоров был носителем и защитником византийского обряда, а вместе с ним – культуры и духовности, но что это означает для нас? Что же хотел показать блаженный Леонид Федоров своей приверженностью к византийскому обряду? Мне думается, что этим он хотел сказать, что, несмотря на различие между восточным и западным восприятием жизни, каждый человек выбирает ту форму общения с Богом, которая соответствует его культуре и ментальности. Но не только это.
Мне представляется, что для отца Леонида византийский обряд был знаком того единства, которое когда-то существовало в Церкви. В этой связи мне вспоминается переписка двух выдающихся авторов Средневековья, которые, так же как отец Леонид Федоров, взломали узкие рамки тогдашнего общества. Это – Михаил Хониат, епископ Фессалоникийский, и святой Ансельм Кентерберийский. В своих письмах они размышляют о том, что условности и искусственно созданные границы не должны играть в жизни Церкви роль мерила и судьи.
Мне хотелось бы добавить, что быть личностью весьма не просто. Сохранить свою самобытность и при этом отказаться от стереотипов, которые в свою очередь тормозят человека на пути к истине и свободе, – весьма сложная задача. И я уверен, что экзарх Леонид Федоров с этой задачей справился.
Текст: Александр Домников, семинарист IV курса Католической Высшей Духовной семинарии «Мария – Царица апостолов»
Фотография процессии 1918 г. (о. Леонид Федоров — справа в центре на ступенях, за диаконом) — © ЦГАКФФД Санкт-Петербурга.