Пустые и полные руки
Богословие проливает свет на истины веры, которые внешне кажутся противоречивыми, но, по сути, дополняют друг друга. «Ересь» значит выбор, когда человек берет в Евангелии то, что ему понравилось. Так же и у Терезы некоторые берут то, что им нравится, и отвергают остальное, это тоже ересь. Все ереси начались с проповедников, священников, иногда епископов: «Сегодня уже нельзя верить по-старому». Это девиз любой ереси. В шестнадцатом веке множество ревностных христиан сказали: «Сегодня уже нельзя верить в Евхаристию, мы же не людоеды». В любую эпоху было множество ересей. «После второй мировой войны нельзя верить в Провидение».
Тереза же берет все Евангелие, она выбирает всё. Она предстает пред Богом одновременно с пустыми и полными руками.
Она прекрасно понимает, что Бог любит нас, потому что любит. Сегодня утром, пока вы пребывали в ППП (положении, параллельном полу), Бог уже любил вас. Не надо слишком повторять это детям, а то они проваляются в кровати весь день. Но это правда. Бог любит вас не потому, что вы учились в школе «Молодость-Свет». Абсолютная безвозмездность Божьей любви – это основа. Он любил вас даже, когда вас еще не было. Когда я проповедую реколлекции у подножия Монблана, то говорю людям, что они важнее этой горы. Монблан даже не осознает, что он – Монблан. Это груда камней. А мы вечны. Тереза любила те же слова, что вдохновляли Лютера. «Бог милует того, кого милует». Поэтому-то пастор Вагнер на Соборе сказал епископу Лизье, что его любимая святая – это Тереза. Она хотела предстать пред Богом с пустыми руками, а Лютер умер со словами о том, что мы все – нищие пред Богом. Она очень четко осознает значение этой бескорыстности. Это крайне важно. Когда вы участвуете в реколлекциях, начните со слов: «Господи, я не заслуживаю всего этого. Если бы мои родители погибли до моего зачатия, то меня бы не было, и никто бы этого даже не заметил». Все, что у меня есть, это бескорыстный дар. Я не заслужил благодати священства. Я не заслужил того, что стал христианином. В школе у меня была двойка по языку, и никакого воображения. Мне прочили карьеру нотариуса. Опасность в том, чтобы с возрастом в нас не выросла гордыня. «Я чего-то достоин. Я хороший человек. Я учился в школе «Молодость-Свет», слушал наставление о святой Терезе». Преуспевать опасно. Надо молиться за таких, как отец Даниель-Анж. Святые – это гордецы, которые не перестают обращаться. Потому что мы все рискуем стать фарисеями и начать прославлять себя. Фарисеи были хорошими людьми. Многие ли из вас постятся три раза в неделю? Фарисеи безупречно платят налоги. Они ни в чем не мухлюют.
Каково противоядие для этой гордыни? Это благодарение. «Все это я получил безвозмездно. Слава Тебе, Господи». Когда люди обличают самих себя в гордыне, я говорю им: «Благодарите Бога». Очень трудно научиться не прославлять себя за то, что мы делаем хорошо. Это все дар. То, что нас любят, не наша заслуга. Тереза глубоко верит в тайну Провидения. Все, что случается с нами, даже вопреки Божьей воле, это Божья воля. Когда Иов лишился всего, он не говорит: «Бог дал мне все блага, а сатана отнял». Он говорит: «Бог дал, Бог взял. Va bene». Все – благодать. В бревиарии мы пять раз в месяц читаем о том, что надо принимать несчастье так же, как и счастье, из рук Бога. Это, конечно, тайна. Это превышает разумение. В Гефсимании Иисус молится: «Отче, не Моя воля, но Твоя да будет». Миллиарды христиан уже двадцать веков верят в Провидение благодаря этим словам Иисуса. Страданий Иисуса хотел не Бог. Но, в конечном счете, такова воля Отца. Есть события, противные воле Бога, но которые Бог обращает во благо. Священник из Арса говорил о том, что если вам докучает муж, жена или настоятель, то это попускает Бог. Первая проповедь в Новом Завете: Петр говорит мужам иерусалимским о том, что они убили Иисуса, но это вписывается в предвечный план Отца. Как говорит кардинал Шенборн, вершина тайны Провидения в том, что даже сатана творит волю Бога. Бог ведет мир. Древние изображали это на иконе Вседержителя. Люди спрашивают, где говорится о Провидении. В Символе Веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя». Некоторые священники искажают эту тайну, когда вместо слов «Да помилует вас Всемогущий Бог» говорят: «Бог, чья любовь всемогуща». Они делают это для того, чтобы обойти стороной тайну Провидения.
Сегодня люди зачастую впадают в ересь, противоположную лютеранству. Лютер, читая Павла, понимал, что все хорошее в нас делает Бог. «Значит, я несвободен», — ошибочно заключал Лютер. Это логично. Но святой Августин говорит: «Да, все делает Бог, но мы свободны, ведь мы можем согрешить или не согрешить». А сегодня некоторые говорят: «Раз мы свободны, значит Бог ни при чем. Бог видит страдания мира, но ничего не может поделать». Согласно им, Он самоустранился. Это заблуждение. Такой Бог был бы садистом.
Богословы, которые не верят в Провидение, не выносят и чудес. Потому что если Господь исцеляет одного, а не другого, то Он знает, что делает. Он ведет мир. Это тайна. «Иисус, ну Ты мог бы сделать еще несколько чудес, особенно для меня!» Я очень люблю рассуждать о чудесах, это тоже огромная тайна, потому что ясно, что у Бога есть любимчики. Петр, Иаков и Иоанн неизбежно вызывали ревность других. Если вы искушаемы ревностью, надо молиться святом Андрею. Благодаря Андрею Петр встретил Иисуса, но Андрей не был в тройке любимчиков Иисуса. Тереза глубоко верила в то, что все является благодатью. «Папа сошел с ума, это тоже благодать. Он подобен страдающему Иисусу». Его искаженное лицо подобно Святому Лику Иисуса.
Тереза глубоко верит в то, что Бог любит нас бескорыстно в любых обстоятельствах, и поэтому не стоит хвалиться своими усилиями. В этом смысле она и говорит о том, что хочет прийти на небо, как ее братья и сестры, умершие во младенчестве. Таких детей раньше называли похитителями рая. «То, что я делаю, так незначительно, что я не могу на это опереться. Я приду к Господу с пустыми руками». Но в других местах она говорит, что придет с полными руками. Тереза не зря дочка торговца: «Господи, если я ни в чем не отказывала Тебе не земле, Ты ни в чем не сможешь отказать мне на небе». Это уже не пустые руки.
Дух детства состоит в том, что самим нам ничего не добиться. Может быть, когда вы учились в школе «Молодость-Свет», вам все это казалось простым. Я работал священником в больнице, куда попал один епископ, больной раком. Я пришел к нему в палату. «У меня хорошо шли дела в епархии, но я узнал, что у меня рак поджелудочной железы, и при нынешнем развитии медицины скорее всего я не выживу. Несмотря на то, что я епископ, мне страшно тяжело принять болезнь. Как это трудно!» Я ответил ему: «Владыка, я не согласен. Это не трудно, это невозможно». Как говорил кардинал де Любак, это одновременно естественно и сверхъестественно. Это нечто, что надо открыть для себя в возрасте между 17 и 77 годами. Сами мы этого не сделаем. Это и есть Малый Путь. Я слишком мал. Мне нужен Иисус, я не могу без Него. На помощь! Я очень люблю Франциска Сальского, который говорит о том, что Господь ведет своих овец, а хрупких несет на руках. Есть радость в том, чтобы быть хрупким. «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Тереза очень любила икону, на которой святой Иоанн покоится на груди Иисуса. Я почитаю Святое Сердце Иисуса не так, как все. Повсюду можно увидеть статуи Святейшего Сердца, но они мне ничего не говорят. У меня есть право на свои предпочтения в иконографии. Но я очень люблю икону сестры Мари-Поль из Иерусалима, на которой изображен Иоанн, кладущий голову на грудь Иисусу. Недавно я узнал, что это была любимая икона Иоанна Павла II. Не знаю, было ли это известно Иоанну Павлу, но первое явление Иисуса в Паре-ле-Моньяле состоялось 27 декабря 1571. Святая Тереза и Иоанн Павел II присоединились, сами того не зная, к великой традиции Паре-ле-Моньяля.
Я очень люблю созерцать руки Иисуса. Они исцеляют прокаженных, ставят на ноги парализованных, умножают хлеба. У меня есть целая литания рукам Иисуса, которую я читаю перед Святыми Дарами. Иисус своими руками обнимает вас. Это брачная трапеза. Как говорил один ребенок о причастии: «Мама, ты ешь хлеб, и внутри тебя происходит куча поцелуйчиков». Иисус обнимает нас. После причастия я, садясь в кресло за алтарем, падаю в объятия Иисуса. Святая Тереза никогда не почувствовала себя в объятиях Иисуса, но она свято верила в них.
Гордость
Тереза прекрасно осознает свою потребность в Божьем милосердии, потому что она знает, насколько горделива. Уясните это себе. Люди приезжают в Лизье и восхищаются, какой смиренной она была. Нет, по естеству она смиренной не была. Отец Пишон (Тереза писала ему раз в месяц, а он отвечал ей раз в год), услышав ее на общей исповеди, сказал: «Будьте уверены, что вы никогда не совершили ни одного смертного греха, но благодарите Господа, потому что если бы Он оставил вас, вы бы стали настоящим чертенком». Тереза приняла эти слова всерьез. Она знала, что ей грозит опасность проиграть свою жизнь из-за ее ужасной гордыни. Это фундаментально, чтобы не совершить фундаментальной ошибки насчет Терезы. Как и все мы, она знает, что главная опасность – это гордыня. Но благодаря своей гордыне она и становится смиренной. Чем дальше вы идете по жизни, тем больше вы видите прослойку гордыни в себе. «Мы-то хорошие люди, а не неизвестно кто, раз учились в школе евангелизации. Святейшее Сердце Иисуса, уповай на меня». У нас у всех бывают такие искушения. Если вы не наделали настоящих глупостей, то только потому, что Бог сохранил вас. Он знает, что вы настолько горделивы, что сказал: «Этот настолько хрупок, что если он упадет, то больно ударится. Ему я помешаю делать глупости. Так что не хвалитесь тем, что не наделали дел, потому что просто-напросто вы более хрупки, чем другие, и Бог сохранил вас. Тереза осознавала, что нуждается в Милосердии Бога, чтобы не проиграть свою жизнь. «Мы – не святые, оплакивающие свои грехи, но используем наши грехи, чтобы воспевать милосердие Бога». Она понимала, что надо заставить свое прошлое петь.
Жертвы
Третий аспект, о котором часто запоминают, это то, что Богу не нужны наши жертвы, но Он захотел в них нуждаться. В наши дни часто забывают о жертвенном измерении Креста и святой Мессы. Это величайшая тайна. Мы не только прославляем Бога, это делают и иудеи в синагоге, но приносим Жертву Отцу во отпущение грехов. Иисус сам приносит себя в Жертву. Мы спасены не только Милосердием Отца, но и Жертвой Сына. Бог мог бы обойтись без жертвы Сына, но Он так любит нас, что хотел, чтобы мы могли исправить грех, чтобы мы приходили к Нему не с пустыми, а с полными руками. Источник жаждет. И этот источник утоляет нашу жажду. Тереза знает, что ей надо приносить жертвы, она хочет заслужить спасение для грешников, она не довольствуется тем, что надеется на спасение грешников, его надо заработать. Она не упраздняет значения жертвы. Если бы она считала, что достаточно только верить в милосердие Бога и надеяться на Его прощение, то она была бы лютеранкой, и никогда бы не была канонизирована. «Достаточно верить в милосердие Бога и надеяться на Его прощение». Не потому ли сейчас пустеют храмы, семинарии и монастыри – ведь выкинули половину Евангелия: «Бог бесконечно любит тебя, несмотря на все твои проказы. В воскресенье утром останься валяться в кровати, это нестрашно, Он все равно любит тебя». Самое интересное, что это правда. Но если это преподносить так, то люди поймут тебя и останутся дома. Это квиетизм. Нет, Тереза хочет отвоевать грешников для Бога.
Важен текст и контекст. В конце жизни Тереза говорит, что посвящает свою духовную ночь ради спасения неверующих. Она садится за стол грешников и просит о милосердии для грешников и вместе с ними. Она становится их сестрой. Церковь делает это испокон веков. «Господи, помилуй». Но в конце абзаца она говорит: «О, Иисус, если необходимо, чтобы стол, оскверненный ими, был очищен мной, душой, любящей Тебя, я согласна одна вкушать хлеб страданий, пока Ты не соизволишь ввести меня в свет Твоего Царства». Другими словами, помолясь, как сестра грешников, теперь она молится, как невеста, как мать, которая своей верностью заслуживает спасение для грешников. Вот кто достоин быть Учителем Церкви, ведь она принимает Евангелие со всеми его парадоксами. Бог любит нас бескорыстно, но требует, выпрашивает нашей любви: «Скажи, что любишь Меня, ты нужен Мне». Это и есть христианская жизнь: чудесное равновесие между бескорыстностью Божьей любви, Его милосердием и жертвой.
Перевод Юлии Ивановой, 2013