Существование ангелов — истина веры
Есть духовные существа, бесплотные, в Священном Писании обычно называемые ангелами: это истина веры. Свидетельство Писания об этом столь же четко, как и единодушие Предания.
Кто они?
Св. Августин говорит о них: “Ангел” означает функцию, а не природу. Ты спрашиваешь, как называется эта природа? — Дух. Ты спрашиваешь о функции? — Ангел. По тому, что он есть, он дух, по тому, что делает, — ангел”. Всем своим существом ангелы — слуги и вестники Божий. Ангелы “на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного” (Мф 18,10), поэтому они — “крепкие силою, исполняющие слово Его” (Пс 103,20).
Будучи чисто духовными созданиями, они обладают разумением и волей: они создания личностные и бессмертные. Совершенством своим они превосходят всю видимую тварь. Об этом свидетельствует блеск их славы.
Христос “и все святые ангелы с Ним”
Христос есть сердцевина ангельского мира. Это Его ангелы: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с Ним…” (Мф 25,31). Они — Его, Христовы, ибо сотворены Им и для Него: “Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано” (Кол 1,16). Они в еще большей степени Его, потому что Он сделал их вестниками Своего спасительного Замысла: “Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евр 1,14).
Они здесь — от сотворения мира и на протяжении всей истории спасения, — возвещая издали или вблизи это спасение и служа Божиему Замыслу его осуществления: они стоят на страже сада Эдемского, опекают Лота, спасают Агарь и ее сына, останавливают руку Авраамову, их служением передается закон, они ведут народ Божий, они возвещают рождения и призвания, они помогают пророкам — ограничимся этими примерами. Наконец, ангел Божий Гавриил благовествует рождение Иоанна Предтечи и Самого Иисуса.
От Воплощения до Вознесения жизнь Слова воплощенного окружена поклонением и служением ангелов. Бог, когда “вводит Первородного во вселенную, говорит: ,,и да поклонятся ему все ангелы Божий”” (Евр 1,6). Их хвалебная песнь при Рождестве Христовом неустанно звучит в церковном прославлении: “Слава в вышних Богу…” (Лк 2,14). Они охраняют жизнь Младенца Иисуса, служат Ему в пустыне, утешают Его в гефсиманском борении, тогда как Он мог бы быть спасен ими от руки врага, как некогда Израиль. И опять-таки ангелы “благовествуют”, возвещая “великую радость” (Лк 2,10) Боговоплощения” и Воскресения Христова. Они будут присутствовать при возвращении Христа, которое они возвещают, они будут служить на Его суде.
Ангелы в жизни Церкви
До того времени вся жизнь Церкви пользуется сокровенной и могущественной помощью ангелов.
В Божественной литургии Церковь соединяется с ангелами, чтобы прославлять трижды святого Бога; она просит у них помощи — например, в “Supplices te rogamus…” (”Смиренно молим Тебя…”) Римского канона, или “In Paradisum deducant te angeli…” (”Пусть ангелы приведут тебя в рай…”) заупокойного богослужения, или же в “Херувимской песни” византийской Литургии; она особо празднует память некоторых ангелов (архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила, ангелов — хранителей).
От младенчества до кончины человеческая жизнь окружена их охраной и заступничеством. “Каждый верующий имеет возле себя ангела как хранителя и пастыря, чтобы вести его в жизни”. Уже начиная с этого света христианская жизнь в вере участвует в блаженном сообществе ангелов и людей, соединенных в Боге.