И второй вопрос – когда? Когда начать этот серьезный разговор? А, собственно, в момент, когда появится эта новая жизнь, доверенная родителям Творцом. Иначе может оказаться, что ожидание благоприятного момента, отодвигание его в неведомую даль, когда дитятко станет разумным и сможет понять, сделало этот разговор невозможным, так как тот, к кому он обращен, уже не собирается слушать. Так что пользуйтесь безответностью младенца, и говорите ему о Том, Кто так полюбил его, что даровал жизнь.
Итак: с самого начала и всерьез. То есть, обращаясь не к эмоциям, или, вернее, не только к эмоциям, но делясь с ребенком тем, что есть дорогого для тебя самого. Нельзя заставить другого человека видеть красоту Творца, можно поделиться своей благодарностью Богу за каждый день. Нельзя заставить поверить или даже научить верить, можно – показать свою веру, свою жизнь – в вере.
Не надо ждать, когда ребенок пойдет в воскресную школу и надеяться на катехизаторов. Они не могут выполнить работу родителей. Воскресная школа должна подкрепляться реальностью жизни. Она лишь дополняет то, что ребенок получает дома. Поэтому, по моему мнению, первые и главные катехизаторы для ребенка – сами родители. Ведь каждое событие или отсутствие оного может стать основой для слова, для взгляда, если не для разговора о Боге. Каждая ситуация отсылает нас к Нему, и надо только использовать эти моменты, чтобы помочь ребенку увидеть Бога и встретить Его в ежедневности, а не в исключительности воскресной Мессы.
Н. Бакина