Дорогие мои дети, я слышу ваши голоса. Мой голос одинок, но вбирает в себя все голоса мира; здесь, и правда, собрались представители всего мира. Можно бы сказать, что сюда поспешила даже луна… Поднимите голову, посмотрите, как любуется она этим зрелищем… Мы завершаем великий день мира… Да, мира… «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения».
Как часто повторяем мы это пожелание! И когда мы можем сказать, что поистине сияние и нежность мира Господнего объединяет и осеняет нас, то говорим: «Вот пример того, какой должна быть жизнь, всегда, во все века, жизнь, которая ждет нас в вечности». Скажите же, если бы я мог спросить каждого из вас: «Откуда вы пришли?», то чада Рима, которые здесь представлены в большинстве, сказали бы: «Мы ваши самые родные дети, ведь вы – епископ Рима». Но вы, дети Рима, правильно чувствуете, что представляете Рим как caput mundi (главу, столицу мира), как он был именован по Провидению Божию, чтобы нести истину и христианский мир. В этих словах мой ответ на ваше приветствие.
Моя персона ничего не значит, я всего лишь брат, который, став отцом по воле Господа, обращается к вам; но все вместе, и отцовство, и сыновство, всё это благодать Божия. Всё, всё! Будем же продолжать любить друг друга, и, встречаясь, смотреть друг на друга таким образом: хранить то, что нас объединяет, оставлять в стороне то, если это есть, что может ввести нас в трудное положение. Ничего. Fratres sumus. (Мы братья). Свет, который сияет над нами, который светит в наших сердцах, озаряет нашу совесть, это свет Христов, который стремится к тому, чтобы благодать воцарилась в каждой душе.
Сегодня утром случилось то, чего не видела и Базилика святого Петра за свои четыре века истории. Мы принадлежим эпохе, которая чувствительна к голосам свыше, и хотим быть верными тому пути, который указал нам благословенный Христос. Я закончу, преподав вам благословение
Призываю Пресвятую и благословенную Владычицу, великую тайну которой мы вспоминаем сегодня. Я слышал, как кто-то из вас вспомнил Эфесский собор и лампады, зажженные в тамошней базилике, которые я видел своими глазами, естественно не в те времена, а недавно, в память о провозглашении догмата о Божественном Материнстве Марии. Итак, взывая к ней, вознося взор к благословенному Иисусу, Сыну Ее, думая о вас, о том, что происходит в ваших семьях, о радости, мире, а также о тревогах и скорбях, преподаю вам благословение. Примите его всей душой.
То, что я увидел сегодня вечером, останется в моей памяти, как останется и в вашей. Сохраним воспоминания сегодняшнего вечера! Да будут наши чувства такими, как сегодня мы исповедуем их перед небом и землей.
Вера, надежда, любовь, любовь Божия, любовь братская, и все эти дары вместе, да помогут нам во святом мире Господнем, творить добро. Вернувшись домой, вы увидите своих детей. Поцелуйте их и скажите: «Это поцелуй от Папы». Вы найдете и слезы, которые надо будет отереть. Сделайте что-нибудь, скажите доброе слово: «Папа с нами, особенно в часы грусти и горечи».
И потом, будем обдаривать друг друга песнями, вздохами, слезами, но всегда будем исполнены доверия Христу, который помогает и выслушивает нас, будем продолжать и возобновлять наш путь.
Примите же такое благословение, а также позвольте пожелать вам спокойной ночи с молитвой, которая все не может начаться… только…. Сегодня мы начинаем год, год, который, кто знает… будем надеяться! Открывается Собор, и мы не знаем, когда он завершится, может быть еще до Рождества, но скорее всего мы не успеем всего сказать, обо всем договориться. Тогда будет другая встреча, и если она состоится, то пусть она возвеселит наши души, наши семьи, Рим и весь мир, да наступят эти дни, которых мы ждем в благословении.
Перевод: Ю. Иванова