«Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп 4,4).
Предрождественское время Адвента лучше всего характеризует слово, которое также является отличительной чертой христианина: радость. Это же слово связано с великой тайной Боговоплощения, которое мы празднуем в радости. И если мы действительно веруем в Иисуса Христа, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал, умер и воскрес из мёртвых, то именно радость как ничто иное свидетельствует об этой вере. Радость связана с самыми важными моментами жизни Иисуса. Ангел, сообщая пастухам о воплощении, говорит им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2,10-11). И святой Антоний Падуанский комментирует: «Рождество — это и есть рай», то есть местоположение этой радости. Незадолго до Своей смерти Иисус, беседуя с учениками, говорит им, что никто не отнимет у них эту радость (ср. Ин 16,20-22), потому что Он, Иисус, источник радости, будет с ними всегда. И, конечно же, встречи с Воскресшим Христом рождают в сердце верующих в Него ни с чем не сравнимую радость (ср. Мф 28,8-9).
В Евангелиях мы видим, что именно радость в сердце является знаком встречи с Христом. Мы радуемся по-настоящему не тогда, когда всё идёт хорошо, когда нам кажется, что у нас нет проблем, а тогда, когда мы живём нашими отношениями с Христом. Папа Франциск в самом начале своего Послесинодального обращения «Evangelii Gaudium» — «Радость Евангелия» подчёркивает этот момент: «Радость Евангелия наполняет сердце и всю жизнь тех, кто встретился с Христом» (EG, 1). И поэтому Папа призывает каждого из нас, где и в каких бы обстоятельствах мы ни находились, обновить свою личную встречу с Иисусом Христом или, по крайней мере, принять твёрдое решение позволить себе встретиться с Ним, искать этой встречи каждый день неустанно (ср. EG, 3). Первый и необходимый момент радости — это встреча с Христом.
Недавно, когда я вновь слушал «Большую Мессу» Моцарта, меня поразил фрагмент «Et incarnatus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factus est» — «и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и стал человеком». Для меня этот отрывок является свидетельством смиренного и убеждённого, великого и простого человека, который встретил Христа. Эта встреча — источник радости и любви верующего сердца Моцарта — сердца, любящего Христа. Это одновременно созерцание и просьба, поток мира и радости, который рождается из изумления сердца, предстоящего перед Христом. Если бы и мы, как и Моцарт, с той же простотой сердца могли созерцать начало истории милосердия и прощения в мире, и черпать радость и силы из «да», сказанного Богородицей, из Её согласия, которое дало Богу возможность стать одним из нас и сопровождать нас! Потому что Бог не может принудить человека к спасению, но лишь призывать его в свободе.
Радость встречи с Христом для меня тесно связана со встречей Андрея и Иоанна с Христом, о которой рассказывает апостол Иоанн в своём Евангелии. Читая эти строки Евангелия от Иоанна (Ин 1,35-51), я открыл для себя, что судьба человека — это совершенствование во встрече с другим, отличающимся от него, с «Ты» другого. Вот почему Папа Франциск в том же обращении пишет, что не перестаёт повторять слова Бенедикта XVI, сказавшего, что у истоков христианства лежит не какая-то идея или моральное усилие, но встреча с Личностью Христа, которая придаёт жизни человека окончательное направление (ср. EG, 7). Однако эта встреча исполнена драматизма, потому что человек стремится к встрече с «Ты» Христа, но по причине первородного греха, который отражается в каждом из нас, в реализации этого предназначения человеку препятствуют эгоизм, зависть, ревность, гнев, злоба. Человек способен совершенствоваться, и на самом деле это совершенствование никогда не заканчивается. Почему? Потому что человек в этой своей неполноте призван открыть для себя, что он призван к Встрече с большой буквы, по отношению к которой все другие встречи в его жизни являются лишь предчувствием, предвосхищением. Если эта встреча с Христом не происходит сегодня, то она неизбежно уходит в прошлое. И потому ни радость, ни возрастание в вере невозможны, если эта встреча не повторяется.
Из этого мы понимаем, насколько христианская община необходима для того, чтобы эта встреча с Христом осуществлялась снова и снова. Христос присутствует сегодня благодаря Церкви. Встречая Церковь, человек может встретить Христа сегодня. История Церкви — и особенно история мучеников — это история встречи с людьми, охваченными радостью и любовью, которые невозможно обрести иначе как в христианской общине. В этой связи меня поразили слова, с которыми Папа Франциск обратился к участникам Пленарного заседания Папского совета по содействию новой евангелизации. Папа напомнил им, что участвовать в новой евангелизации значит «пробуждать в сердцах и умах наших современников жизнь веры. Вера — это дар Бога, однако важно, чтобы мы, христиане, показали миру, что переживаем веру конкретным образом — в любви, согласии, радости, страдании. Именно это заставляет окружающих спрашивать, как это было и в самом начале пути Церкви: почему они так живут? Что ими движет? Подобные вопросы ведут к самой сердцевине евангелизации, суть которой — свидетельство веры и любви. В наши времена мы особенно нуждаемся в свидетелях, достойных доверия, способных собственной жизнью и словом сделать зримым Евангелие, пробудить любовь к Иисусу Христу, к красоте Бога… Мир нуждается в христианах, которые сделают явными для современных людей милосердие Бога, Его нежную заботу о всяком творении».
Папа призывает нас, христиан, идти навстречу другим людям, навстречу тем, кто потерял веру и глубинный смысл жизни. «Церковь включена в это движение, любой христианин призван вступать в диалог с теми, кто не разделяет нашего мнения, имеет другую веру или не верит вообще, встречаться со всеми, потому что все мы созданы по образу и подобию Божию. Мы можем идти навстречу каждому, не испытывая страха и не отказываясь от нашей принадлежности».
Наконец, Папа Франциск напоминает нам о том, что «необходимо общее вовлечение в пастырские проекты, которые бы напоминали о самом главном и были бы полностью обращены к самому главному, то есть к Иисусу Христу. Нет смысла расточаться на множество второстепенных или поверхностных дел. Нужно сосредоточиться на основном — на встрече с Христом, с Его милосердием, Его любовью — и любить братьев так, как Он возлюбил нас».
Мы должны спросить себя: что возвещаем мы? Какова наша проповедь, наше свидетельство? Делаем ли мы, наши приходы и общины, зримым самое главное — самого Иисуса Христа? Наша миссия заключается в том, чтобы быть новым и неповторимым присутствием Христа там, где мы живём. Чтобы укрепить нашу веру, мы должны свидетельствовать о ней — не только внутри церковной ограды, хотя миссия нужна и внутри общины. Если я не стремлюсь быть свидетелем для других, и если я не ожидаю, что другие будут свидетелями для меня, — община умирает. Мы должны воспитывать в наших сердцах этот дух свидетельства, чтобы открыть своё призвание и жить им — включая и призвание к священству и миссионерству. Мы не должны жить только для себя, но для всего мира.
Встреча с Христом, жизнь во Христе и свидетельство о Христе вместе рождают радость, которая в свою очередь становится источником нового мира, новой человечности.
Дорогие верные во Христе!
Желаю всем вам, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам и всем людям на земле, чтобы это Рождество стало для каждого из вас возможностью новой встречи с Христом в литургии, в христианской общине, в братской любви, и чтобы радость и мир Рождественской вести входили в наши дома.
Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Богомладенец, истинный Бог с нами, ныне родившийся во плоти, по ходатайству Приснодевы Марии и всех святых и мучеников да станет в вас источником бесконечной радости.
С благословением на предстоящее празднование Светлого Рождества Христова,
† Архиепископ Павел Пецци
Из Москвы, 8 декабря 2013 г., в Праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы