В этом году Пасхи совпадают. Но бывает, разница достигает, чуть ли не месяца! Католики латинского обряда во всю празднуют Пасху, а греко-католики только в середине Поста. Не доставляет ли это неудобств?
Действительно неудобно, когда разница около недели. Юлианская пасха кажется замыкающей дни Пасхальных торжеств. Если же разница в четыре недели (что редко, но бывает) наоборот, легче. Торжество Пасхи в латинском обряде уже забывается, и второе торжество психологически воспринимается так же как и первое.
Важно понять, что Пасха Христова, вне времени, это не просто историческое событие, бывшее много веков назад, а актуальная реальность нашего дня. Потому каждый воскресный день, по сути своей малая Пасха.
Когда Пасхи совпадают, как в этом году, привносит ли это особенное в литургическую или общинную жизнь петербургских греко-католиков? Вы ведь, обычно, собираетесь на молитвы в латинских храмах.
Когда праздники Пасхи совпадают, это доставляет неудобство только мне лично. Поскольку приходится согласовывать расписания богослужений так, что бы все верующие могли быть на службах. Масса организационных вопросов.
Кроме того и братьям латинского обряда тоже хочется помочь, в эти праздники очень много желающих приступить к исповеди, а ведь многие приходят ко Христу после долгого периода духовного одиночества, а то и впервые в жизни. Римо-католическим священникам, утомленным обилием желающих исповедоваться, эта помощь не лишняя.
Людям праздновать дважды, или присоединяться в торжестве к римо-католической общине довольно радостно. По традиции мы всегда принимаем участие в Мессе елеев, единство поместной церкви во главе с епископом- преемником апостолов, очень важно для нас.
Где сейчас проходят богослужения петербургской общины греко-католиков?
Богослужения нашей общины проходят в храме Успения Девы Марии. В приделе который был посвящен до закрытия храма Остробрамской иконе Божией Матери. Сейчас это помещение используется и для пастырских встреч, а так же как класс катехизации.
Сколько человек собирается на молитву?
Угадать порой невозможно. От 55 — 60 на Рождество и Пасху, до 2-3-х на богослужениях в рабочие дни.
Поскольку приход изначально складывался как многонациональный, богослужения совершаются на церковно-славянском языке, с проповедью и чтением Писания на русском языке. Так же совершаются богослужения на украинском и белорусском языках, но это уже по особой договоренности между прихожанами, или если это богослужение связано с личным торжеством кого либо из членов общины, или национальным праздником.
И приводим в Церковь Христову через Таинство Крещения, и провожаем в последний путь, каждого человека на его родном языке.
Поддерживаете ли Вы отношения с теми, кто принадлежал к тем, кто служил в восточном обряде в советские годы? Отцом Георгием Фридманом, например?
Отношения со священниками, служившими для греко-католиков в СССР, самые теплые. К сожалению, здоровье не позволяет им общаться с верующими нашей общины так часто как бы нам этого хотелось. Потому общаюсь чаще всего я сам, лично.
В любом случае, священники, служившие в годы гонений, для нас являются героями веры во Христа.
Как говорят, те, кто крещен в Православной Церкви и затем перешел в католичество – являются греко-католиками, то есть формально принадлежат к вашей общине?
Дело в том, что документы Католической Церкви, даже не предполагают ситуации, когда человек может быть крещен в какой либо Церкви, но не получить даже минимального религиозного воспитания, или получить атеистическое воспитание, теми самыми родителями, которые носили его крестить.
Тем не менее, в России полным полно, “православных атеистов”. То есть людей крещеных в Православной церкви, и при этом воспитанных в атеизме.
Когда эти люди обращаются к Святой Католической вере, они, по канонам Католической Церкви становятся католиками византийского обряда, то есть греко-католиками.
Вы как-то пытаетесь этих формальных греко-католиков привлечь к своей общинной жизни?
Мне кажется, максимум, что необходимо в этой ситуации делать, это рассказывать об обрядовом и культурном разнообразии в Католической Церкви, тем самым показывая её вселенский — Универсальный характер. Церкви, в которой есть место всем народам. Необходимо так же указать, что культурный феномен “русского православия” тоже имеет свое каноническое место в ограде Вселенской Церкви.
Что сделать греко-католику, чтобы официально перейди в латинский обряд? И нужно ли это делать?
В большинстве случаев обращающиеся к Католической Церкви желают быть именно католиками латинского обряда. Для этого достаточно написать письмо в Ватикан с прошением о смене обряда.
На мой взгляд, никакой особой нужды в этом нет. Любой верующий Католической Церкви, может молиться и принимать Таинства в любом одобренном Церковью обряде.
Сложности канонического характера возникают только при принятии Таинства священства и заключении Таинства брака. Но эти вопросы решаются быстро. Для Таинства, подготовка к которому длится не один месяц, несколько часов потраченных на урегулирование канонического положения дел — значения не имеют.
К тому же эта нагрузка, ложится вовсе не на самого верующего, а на его приходского настоятеля.
Есть ли какие-нибудь внебогослужебные инициативы, внелитургическая жизнь у вашего прихода? Может какие-нибудь мероприятия к Пасхе?
В нашей общине внелитургическая жизнь, может показаться более интересной и насыщенной чем литургическая. В первую очередь это различные поездки и паломничества, встречи и часто просто совместные выезды на отдых.
Встречи посвящены истории и литургической культуре нашей поместной церкви. Совместные паломничества к святым местам Украины и Беларуси (Львов, Унев, Зарваница, Будслав, Полоцк), призваны оживить связи нашей общины с нашими братьями -католиками византийского обряда в этих странах.
Главное это конечно общение. Это общение необходимо, поскольку община наша многонациональна, есть и украинцы, и белорусы, и коренные петербуржцы. Что бы стать одной общиной, необходимо многому научиться, и в первую очередь общению.
Но все-таки, церковная община, это духовная семья собранная вокруг Евхаристической чаши, святой Жертвы Спасителя.
Греко-католики в Петербурге были практически полностью уничтожены. Сейчас Церковь возвращается из небытия. Воскресает. Какой Вы видите греко-католическую общину С-Петербурга лет через пять, десять? Есть ли шансы, что появится собственный храм или хотя бы предел в латинском храме (может быть посвященный петербуржцу — блаженному Леониду Федорову)?
Община греко-католиков в Петербурге сейчас только формируется. Восстановление Церкви, это не одномоментное чудо, это долгий кропотливый труд. Храмовое здание это не первоочередная задача, наше сокровище — люди. Какой смысл в соборе с золоченым куполом, если он стоит пустым?
Как к вам, петербургским греко-католикам, относится Православная Церковь? Сто лет назад отношения были натянутые…
Отношения с Русской Православной Церковью довольно неоднозначные. Еще пять — семь лет назад, были категорические требования уничтожения, греко-католических общин. А в этом году, представитель РПЦ присутствовал на интроницазии Верховного Архиепископа УГКЦ владыки Святослава (Шевчука), представитель РПЦ передал Блаженнейшему Святославу поздравительное послание.
Еще пять лет, такое невозможно было помыслить. Все эти межцерковные отношения на официальном уровне, конечно, влияют на отношения между РПЦ и нашей Церковью на местах.
Санкт Петербург, особенный город. В нем уровень толерантности и культурного диалога однозначно выше. Конечно, это способствует добрососедским отношениям.
Бог даст, отношения между нашими церковными общинами, станут развиваться. И думается, что именно в Петербурге этот диалог будет самым конструктивным.
Читателям хочу пожелать Святой Пасхи, что бы благодать Воскресения Христова проникла в их сердца, и наполнила их подлинной радостью о Христе Воскресшем.