Латинское имя Павла – Paulus, еврейское – Шаул, Савл. Он родился в первом десятилетии I века на юге Малой Азии – на территории современной Турции, в городе Тарсе, на пересечении влияния Востока и Запада. Воспитан был в строгих понятиях иудейской веры, в неуклонном следовании фарисейскому (в хорошем смысле слова) благочестию.
Родные надеялись, что он станет учителем и богословом, поэтому отправили Савла в Иерусалим, где он учился у знаменитого раввина Гамалиэля. Гамалиэль, или Гамалиил, был патриархом фарисейской партии. В ней собрались благочестивые люди, хранившие древние традиции Ветхого Завета. Именно Гамалиил предупреждал Синедрион не выступать против христиан, не преследовать учеников Иисуса.
По дороге в Дамаск произошло с Савлом поразительное чудо. Он сам об этом вспоминает: «Бог открыл мне Сына Своего». Бог поверг его на землю, повернул весь его жизненный путь – из гонителя Савл становится проповедником Христовой истины. Павел никогда не считал себя ни основателем, ни проповедником новой религии, он всегда говорил, что он лишь посланник Иисуса Христа, проповедующий Его Радостную Весть, Его Евангелие. Святой апостол Павел всегда чувствовал присутствие Христа, присутствие Духа Божия. Всегда – какие бы жизненные шаги он ни совершал, молясь и зная, что ему подскажется, что делать, – Павел жил под руководством Господнего Духа.
«Обращение апостола Павла» – так согласно традиции и терминологии Церкви мы привыкли называть это событие в истории христианства. Однако слова эти исполнены более глубокого смысла, чем кажется на первый взгляд. Ведь Савл не был атеистом, он не перешёл из одной религии в другую (христианство вначале не было официальной религией). Он был и остался ревностным исповедником Единого Бога. Но приняв Иисуса Воскресшего в свою жизнь, он всецело отдал себя Господу в служении Христовой Церкви. Внутреннее преобразование, «обращение», помогло ему качественно по-новому служить Богу не в гонении последователей Христа, а в проповеди Евангелия, и так исполнить Божий замысел. Эта встреча с Иисусом по дороге в Дамаск, эта инициатива Бога – вот что дало силу изменить жизнь, дало начало всем подвигам Павла на протяжении всей его жизни.
Действительно, невозможно человеку принести достойный плод покаяния, если он не имеет опыта реальной встречи с Богом и личных отношений с Христом. Покаяние начинается с осознания того, что мы, идя по жизни, оказались в тупике. Отсюда – необходимость изменения, ибо мы все призваны к большему, к лучшему. Та жизнь, которую мы ведём, часто является отходом от возможностей, которые дарует нам Господь. Живя в грехе, люди не понимают, что они не для этого созданы.
Если человек стремится к горнему и постоянно хочет каждый день начинать с чистой страницы именно по милости Божией, то со временем он придёт к истинному покаянию. Цель – не просто каяться или осознавать грехи, а изменить собственную жизнь и почувствовать от этого радость о Христе. Потому что и неверующий осознает грехи. И даже в определенной степени раскаивается в совершённых им беззакониях. Но раскаяние отличается от покаяния. Покаяние – изменение жизни, и цель его – встреча с Христом. А значит, покаяние невозможно без личных отношений с Христом.
Личные отношения с Христом, как и с любым человеком, основаны на искренности и доверии, которые каждый из нас формирует сам. Это – личные отношения между «я» и «Ты». И действительно, христианство даёт возможность обращаться к Богу и говорить Ему «Ты». С этого начинается вера. В духовной жизни всё должно быть естественно и сбалансированно, а без личных отношений с Богом это невозможно. Если они («я» и «Ты») есть, они сами подскажут, когда прийти исповедоваться.
Апостол Павел говорил: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2). В этом-то и есть жизнь, что я непрестанно борюсь с грехом, провозглашаю отказ от него и не желаю, чтобы он жил во мне. Я всегда избираю Бога. Вот в чём смысл того, что мы делаем на исповеди. Есть замечательные слова у блаженного Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь». Если это будет действительно любовь к Богу и если будут личные отношения с Христом, то и на самом деле делай, что хочешь. Но надо самому стараться не прикасаться к греху, с Божьей помощью изменяться в лучшую сторону и не унывать от своих человеческих ограничений и слабостей.
В. Пилип