Но что значит чудо Воскресения Христа для меня, простого верующего? Мне хотелось бы взглянуть на историю нашего спасения не с богословской позиции, а с точки зрения моих переживаний и отношений с Богом.
Во-первых, Иисус Своим Воскресением победил смерть. Осознать и принять это как факт можно с большим трудом, ведь на протяжении земной жизни постоянно приходится сталкиваться с прекращением физической деятельности человеческого тела, то есть со смертью. Уходят друзья, родственники, знакомые. Они жили своей жизнью, но были со мной, с ними можно было поговорить. После земной смерти иногда кажется, что на месте человека осталась пустота, и что я остался один, потому что потерял возможность напрямую общаться с ним.
Страх перед смертью не давал покоя человеку, наверно, с того момента, как он был изгнан из Рая. Из страха перед смертью на протяжении веков люди совершали великие и ужасные деяния, вели опустошительные войны, создавали и уничтожали цивилизации. В древние времена люди, зная, что их ждет смерть, вписывали свои имена в историю, чтобы память о них жила в веках. К примеру, пирамиды-гробницы египетских фараонов, которые стоят и по сей день. А название союза племен, разграбивших Рим – «вандалы», и сегодня относится к тем, кто бессмысленно разрушает памятники культуры.
Как христианин, я знаю, что смерти не существует – она побеждена Воскресшим Господом. Бывает, слышишь, что люди, которые не осознают и не принимают это, с сожалением вздыхают: «Мне тридцать, половина жизни прожита». Но я знаю, что на самом деле, земная часть жизни – лишь малое время ожидания, подготовка к жизни вечной. Осознание этого дало мне, как христианину, величайшее благо – я перестал беспокоиться по мелочам и вкладывать чрезмерные усилия в то, чтобы заставить окружающий мир быть таким, как хочу я. Один мой знакомый, надолго уезжая из дома, говорил своим родственникам: «Бог решил когда мне родиться, значит Богу решать и когда мне умирать». После этих слов им всегда становилось спокойнее.
Во-вторых, Иисус Христос Своей смертью и Воскресением искупил мир от греха, дав надежду на спасение. Он сказал апостолам после Воскресения: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23). Поэтому верующим во Христа дана возможность получить прощение грехов еще на земле. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
Но значит ли это, что Спасительная Жертва «автоматически» искупает каждый грех, совершенный человеком? Новозаветное покаяние предполагает, что христианин, помимо сокрушения и стыда, чувствует великую благодарность и любовь к Христу, взявшему на Себя ответственность за его грех. Христианин скорбит не только о своей душе, оскверненной грехом, но и о ранах, которые этот грех нанес Спасителю, о страданиях, которые Он перенес ради его искупления. Покаяние созидательно и направлено на исцеление и очищение души. Знаю, что искренне раскаявшись и получив отпущение, я найду силы зажить по-новому и бороться с будущими искушениями.
Наконец, Иисус Своим Пришествием, смертью и Воскресением примирил Небо и землю, Бога и человека. До этого Бог Отец являл Свою волю и Свое слово через людей, например пророков. А теперь Бог, став человеком, спустился к людям. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. I:18). Он так же, как человек, родился, вырос, жил среди людей, а потом был убит и погребен. Иисус прошел обычный путь земной жизни: «Он истинно стал Одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15). Он стал полностью человеком, но остался полностью Богом – жил на земле как человек, Сам передавал Слово и учил добру. Это очень трудно принять и осознать, даже, если вера глубока.
Как сказал Папа Франциск, «Любовь к Богу не является чем-то неопределенным, обобщенным; у любви Бога есть имя и лицо: Иисус Христос».
Могу ли я вообразить и описать такую любовь, из-за которой отец может пожертвовать своим сыном, а тем более – Бог? Поддается ли разуму такая любовь, из-за которой Бог может пожертвовать Собой ради спасения человеческих душ? А ведь самое главное в учении Христа – новая заповедь, которую Он дал нам незадолго до того, как Его предали, осудили и распяли: «…любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Возлюбить всех людей, как возлюбил их Господь – безгранично и без остатка, самозабвенно и самоотверженно – вот истинный путь к святости.
Иисус Христос, Воскресший Господь – главный ориентир моей жизни. Следовать за Ним, нести свой крест, пусть и падая время от времени под его тяжестью, стремиться стать похожим на Него, поступать по Его учению – вот мои главные задачи. И непрестанно благодарить Его за бесчисленные блага, которыми Он одарил меня через Свои страдания смерть и славное Воскресение.
С. Минин