1 стояние АГОНИЯ В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ
И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22, 39-42.44).
Оливковая роща – место последнего приуготовления Иисуса к страданиям и, собственно, начало Страстей. Место самого личного диалога с Отцом; место слабости апостолов и предательства.
Какие свидетельства это страдание оставило на облике Иисуса; что видно в связи с этим на Плащанице? Есть ли на ней следы того, что Лука, называет «пот, как капли крови»?
Феномен «превращения» пота в кровь называется в медицине «гематогидроз». Явление очень редкое, по словам врачей, из-за сильного психофизического потрясения подкожные капилляры резко расширяются и лопаются, так кровь попадает в потовые железы. Поэтому вместе с потом железы по всему телу выделяют кровь, начинается обширное кровотечение. Попав на кожу, кровь свертывается, образуя крупицы, падающие на землю с потом.
Иисус знает, что ему уготована страшная участь. Знает, что будет взят под стражу теми, что уже давно сговаривается погубить Его. Физическое уничтожение по приговору в те времена в тех краях означало только одно: распятие.
Плащаница говорит лишь о том, что совершилось. Человек, который был обернут в нее, чей лик, оставил на ткани свой отпечаток, после первого вздоха: «Пронеси чашу сию мимо Меня», сразу же исправляется: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Первую молитву нередко повторяем и мы, не нужно этого стыдиться; да поможет нам Господь молиться и второй молитвой, желая хоть в чем-то подражать Его самоотдаче Отцу.
2-е стояние ОСМЕЯНИЕ И БИЧЕВАНИЕ
И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам (Мк 14,65).
Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его (Ин 19,1).
Плевки, пощечины, побои. Самая настоящая пытка с четкой целью: унизить тело и дух приговоренного еще до распятия. Бичевание это кульминация. В римскую эпоху была распространена практика бичевать приговоренного перед казнью.
Если мы посмотрим на спину и ноги правой половины образа, от плеч до бедер, то заметим множество мелких штришков – это следы бичевания. В римскую эпоху ля бичевания использовались палки с привязанными веревками или кожаными лентами, на конце которых были закреплены мелкие свинцовые осколки. В результате, от ударов – в отличие от еврейских законов, римские их количество не ограничивали, все зависело от желания палача – оставались множественные ранения.
Неясно, бичевали ли Иисуса, чтобы подготовить к казне, или Пилат согласился подвергнуть Его пытке для того, чтобы обвинители успокоились и перестали требовать смерти. Прекраснейший из сынов человеческих позволил изуродовать себя, все тело – от головы до пяток – превратилось в кровоточащую плоть. Теперь над ним можно смеяться и издеваться, у Него больше нет сил защищаться.
Трагедия была усугублена помилованием Вараввы. К смерти приговорен Тот, Кто доказал, что может даровать жизнь, а жизнь того, кто сеял смерть – спасена.
3-е стояние УВЕНЧАНИЕ ТЕРНИЕМ
Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф 27,27-31)
Теперь обратим внимание на главу Иисуса. И если о следах на Плащаницы агонии в Гефсиманском саду можно спорить, то последствия новой пытки совершенно очевидны – окровавленное лицо и затылок отпечатались лучше всего на обеих сторонах полотна.
Легко заметить, насколько дерформированы черты лица. Правая щека и скула распухли из-за гематомы после сильной контузии. Над бровными дугами заметны две рваные раны. Нос искривлен из-за перелома носовой перегородки. Усы и борода спутались из-за крови и пота настолько, что отвердевшая борода разделилась на две части.
На лбу и затылке множетсво колотых ран небольшого диаметра. Очевидно, что на голову Человека с Плащаницы, надели что-то вроде шлема, сплетенного из колючих веток – и это совпадает с евангельским описанием – поскольку даже на макушке видны кровоподтеки.
Лицо и голова – самые важные для достоинства личности части тела. Как часто мы оскорбляет Господа головой, подаренной нам для того, чтобы управлять своей жизнью, искать, принимать решения! Символ нашей самостоятельности нередко оказывается полем противостояния Богу, местом зарождения гордыни и чувства собственного превосходства.
4-е стояние: РАСПЯТИЕ
И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. (Мк 15,22-25)
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк 23,34а)
В римскую эпоху существовал четко отработанный ритуал распятия. Крест был не единым, как мы привыкли видеть на традиционных иконах, а состоял из двух частей: Вертикальный столб обычно заранее вкапывали на месте казни, а горизонтальную часть нередко приговоренному приходилось нести самому. Чтобы перекладина не падала, ее привязывали к распростертым рукам осужденного. Поэтому, при падении, он, не имея возможности защититься руками, ударялся лицом и грудью. На Плащанице можно увидеть, что перекладина стерла плечи человека, который был в нее обвит: над ранами от бичевания видны два широких кровоподтека.
На месте казни руки приговоренного веревками либо гвоздями закрепляли к поперечной перекладине, после чего, вздевали тело, а в конце прибивали к столбу ступни. Крест выглядел, как гигантская буква «Т». На левом запястье видна овальная рана от впоследствии извлеченного гвоздя. Нет никаких сомнений, что человек, обвитый в Плащаницу, был распят именно с использованием гвоздей.
Иисус пригвожден к кресту. Творение лишило творца свободы. Но Иисус не сопротивляется своей участи.
Конечно, воспевать Крест Христов – «Славься Крест, единственная надежда» — нелегко. Эту песнь люди начали петь после того, как Иисус восстал из мертвых, Сам он этого не пел. Можно размышлять о том, с какими чувствами Иисус подчинился воле Отца, но нельзя нам забывать и о том, чем же на самом деле был крест для Иисуса, для Его тела и Духа. И в этом нам помогает Плащаница.
5-е стояние: СМЕРТЬ
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. (Лк 23,46)
Казнь через Распятие завершалась смертью приговоренного за несколько часов или через несколько дней, в зависимости от способа казни. Чаще всего приговоренные умирали от удушья.
Нет никаких сомнений в том, что на Плащанице мы видим отпечаток мертвого тела: помимо статичности изображения на это указывает большой кровоподтек на правой стороне груди из овальной раны на кожи, нанесенной острым предметом, очень вероятно, что при ударе было пробито сердце.
Очень интересна связь между словами Иоанна о том, что из ребра Иисуса истекли «кровь и вода» и присутствием на груди человека, изображенного на Плащанице, как крови, так и кровяной сыворотки: очевидно, что вода, виденная Иоанном (безусловно, он не владел знаниями современной медицины) – ничто иное, как сыворотка, отделяющаяся от кровяных телец в мертвом теле.
Задумаемся над этим событием: нет ничего естественнее смерти, и нет ничего противоестественнее такой смерти. Смерть поразила Того, кто поистине господствует над жизнью. Она стала следствием с одной стороны, человеческой злобы, а с другой – абсурдного согласия Бога уничтожить Себя. Божественная природа отнюдь не ослабляла страдания человеческой природы Иисуса. Он умирал бессильный, преданный, искалеченный. И тем не менее, над всем этим господствует, согласно евангелисту Луке, любовь! Иисус умирает, думая об Отце и о людях, вверенных Ему Отцом: а значит, и обо мне.
На Плащанице запечатлелась эта невыразимая тайна.
6-е стояние: ПОГРЕБЕНИЕ
[Иосиф из Аримафеи], купив плащаницу и сняв Его с креста, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. (Мк 17,46)
После смерти тела распятых ждала разная участь. Поскольку распятием казнили преступников, воров, дезертиров, рабов, мятежников, всех, у кого не было римского гражданства, то есть, людей из низших слоев общества, то, очевидно, что по большей части тела распятых оставляли на кресте на растерзание хищникам или сжигали вместе с крестом, в крайнем случае, хоронили в братских могилах. Очень редко, как в случае с человеком Плащаницы, их снимали с креста и погребали в гробницах, обернув мертвое тело погребальным саваном.
Однако, в древности тела перед погребением тщательно омывали (особенно, если на них были следы крови), а затем помазывали ароматными благовониями. Очевидно, что тело человека Плащаницы не было омыто, иначе мы не видели бы пятна крови, точно воспроизводящие формы ранений и кровоподтеков. И хотя причина этого неизвестна, вновь удивляет совпадение изображения на Плащанице с евангельским повествованием о погребении Христа: из-за близости дня Пасхи Его обернули в Плащаницу, чтобы закончить процедуру погребения на следующий день после праздника.
Тайна всеобщего молчания: Бога, Иисуса, Его близких. Пример молчания для нас: в периоды тяжелого нездоровья, при столкновении с давлением другого человека, при констатации совершенного дурного поступка, исправить который нам не под силу, молчание поиска смысла жизни и пути к Богу. Пусть тишина Гроба Христова научит нас принимать неизбежные ситуации, вопреки нашим желаниям.
7-е стояние: ВОСКРЕСЕНИЕ
В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. (Ин 20,1-8)
После тщательного рассмотрения изображения на Плащанице можно сказать: да, это безмолвный свидетель жестоких пыток, перенесенных обвернутым в нее человеком, ужасных страданий, распятия, смерти и погребения. Естественно, ничто не может нам непосредственно рассказать о том, что же произошло после положения во гроб тела, обвернутого в Плащаницу. Однако можно сделать ряд интересных замечаний.
По сей день, после бесчисленных и глубоких теоретических разработок и экспериментов не удалось получить столь же точный и детальный отпечаток мертвого тела, более того, некоторые характеристики не воспроизводимы вообще.
Судебно-медицинские эксперты утверждают, что тело находилось в Плащанице не более 50-60 часов, иначе вследствие процесса разложения – выхода жидкостей и газов – ткань оказалась бы сильно испачкана и точное изображение, сохраняющееся столетиями, было бы повреждено.
Наконец, при компьютерной реконструкции трехмерного изображения лица удалось убрать следы ран и кровоподтеков и получить подлинный портрет человека Плащаницы. Черты лица человека, несмотря на страдания и жестокую смерть, остались спокойными, расслабленными, будто, он не умер, а просто… спит. Когда же он проснулся?
Любимый ученик, Святой Иоанн, сохранивший для нас воспоминание о пеленах, в которых больше не было тела, уверовал, но не говорит об отпечатках на ткани. Это объяснимо, ведь поверхности, касавшиеся тела, оказались внутри, их нельзя было увидеть, не развернув.
Зачем после воскресения Христова все еще нужна Плащаница? Она хранит память о трагическом моменте, теперь полностью преодоленном, помогает реконструировать лишь последовательность событий. Не совсем верно. Распятие для Иисуса не осталось в прошлом. Он, в славе Отца, по-прежнему ходатайствует за нас как Распятый, Его страдания пред ликом Отца примиряют нас с ним (ср. 1 Ин 2,1). Для учеников Спасителя не окончились ни Великая пятница, ни Великая суббота: мы призваны следовать по Его пути, исповедуя веру в справедливого Бога-Спасителя и надежду на второе пришествие Сына, первенца из мертвых.