Попросим Богоматерь в посвященный Ей субботний день быть рядом с нами, пока мы созерцаем Плащаницу и слушаем обращенное к нам Пресвятой Троицей послание любви.
Святой Павел призывает христиан Коринфа понять, кто есть праведник Божий: к этому он призывает и всех нас, но мерить нужно не по нашим критериям и предпочтениям. Можно сказать, что он с удовольствием противопоставляет приходящее нам на ум: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Сколько раз история, в том числе новейшая, подтверждала эту истину: каждый убеждается в этом у себя на Родине – и так будет всегда. Лишь Он – Господь, хотя мы нередко пытаемся занять Его место. Но Господь не только Абсолютный Владыка, Он – самый любящий Отец, какого только можно себе представить, точнее, у нас даже не получается представить это себе.
И хотя Господь уважает реалии человека, тем не менее, дает каждому из Своих сыновей – вызывая к жизни – особенные, исключительные дары. Каждый из нас в высшей степени любим, в соответствии с требованиями этой любви каждый получил наиболее подходящие дары, чтобы суметь ответить на эту любовь. Притча о талантах, рассказанная нам Иисусом и переданная Святым Матфеем, как раз и повествует о том, что Он призывает каждого, одного за другим, и каждый получает свои таланты в соответствии с критериями и по мере, установленной мудрой, исключительной любовью Отца. Но притча предупреждает нас, что рано или поздно с нас спросится: как именно мы распорядились полученными дарами.
Мы по-своему оцениваем дары, полученные от Бога, не задумываясь, что Ему угодно: именно так проявляют себя наша псевдо-надежда, псевдо-мудрость. И какие плоды мы пожнем в русле этой мудрости? Мы соблазняемся о том, что ничтожно в очах Господа, стремимся добиться результата, забывая, что о вечной жизни, что о полезном для Царствии Божием. Мы, словно младенцы, забываем о важном, требуя не только ненужное, но даже то, что навредит нам.
Однако Плащаница показывает нам, что ценить таланты и распоряжаться ими нужно совсем иначе. Распятый никогда не обращал внимания на личные интересы: лишь Он способен прощать, лишь Он – герой молчания, кристалл искренности, творец согласия. Все в Его жизни нацелено на спасение брата, причем, спасения ценой совершеннейшего самоотречения. Священное Писание заранее прославляло Его, христианская литургия на разные голоса воспевала и поныне превозносит Его благую славу; но с Плащаницы он смотрит на нас из бездны Своего радикального смирения. Ниже этой бездны спуститься невозможно. И все-таки, именно Он – спасающий Владыка, но прибывает к нам на смиренном ослике; Его престол – все творение, но Он попускает вознести Себя на престол Креста.
Рядом с Плащаницей посмотрим на Евхаристию. По многовековой практике евхаристического благочестия, особенно – на христианском Западе, верующие окружают пресуществленную хостию, выставленную для поклонения, множеством свечей и изысканными украшениями. Тем самым создается праздничную атмосферу и подчеркивается великолепие царственности «сладчайшего узника», но Сам Он выбрал менее эффектный облик, в смирении, которому нет равных. Предпочтения Бога – отнюдь не человеческие предпочтения, и спасение – плод Его смирения.
Простая древняя народная мудрость поможет нам достичь этого идеала: «Бог – твой, а ты – Божий; поэтому думай о твоем, а Бог пусть думает о Своем». Предоставим Господу судить события нашей жизни, даже те, которые кажутся нам очень важными, без сомнения, Он оценит все, что мы делаем, глядя на Него, а не на самих себя. Будем держать Марии, самого яркого образца самоотдачи Богу именно в минуты, когда, как кажется, иссякли все стимулы наших личных интересов. Некто назвал Богородицу «ковчегом мистического тела, пока Иисус покоится во Гробе».