Из проповеди: «В Книге Бытия есть два рассказа о сотворении человека – в первой главе говорится, что Бог сотворил человека «…по образу Своему… мужчину и женщину». (Быт 1:27). А во второй главе есть более ранний, как считают экзегеты, но очень выразительный рассказ о сотворении человека из «праха земного». На самом деле там говорится о сотворении мужчины и только потом – женщины из ребра мужчины, Адама, который, когда увидел ее, сказал: «…кость от костей моих… она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Быт 2:23), и это значит, что для мужчины место женщины по природе рядом с его сердцем, откуда она и была взята. И дальше Бог говорит, что такое брак мужчины и женщины, который помогает им стать совершенными, какой идеал был задуман Богом».
Много ли есть на свете столь же прекрасного, как задуманное Богом единство сердец мужчины и женщины, готовых «…башмаков железных три пары износить, трое посохов чугунных о траву подорожную стереть, три хлеба каменных изглодать», чтобы быть вместе? (Сказка о Финисте – Ясном Соколе). Не ради ли этой первозданной красоты почти все волшебные сказки разных народов, пришедшие из глубины веков, заканчиваются после нелегких испытаний соединением любящих сердец, которые хотят делиться своей любовью? «Мелик-Джумшуд стал восхищаться храбростью девушки, и его любовь к ней увеличилась ещё больше … их свадьба продолжалась сорок дней и ночей, в продолжение которых кормили пловом всех бедных и неимущих, калек и больных». (Сказка о Нушапери-ханум).
И еще в сказках неизменно подчеркивается красота бескорыстно любящих женщин – от замарашек-падчериц с их горькой долей до королевских дочек – жертв козней злых людей. Внешняя красота укрепляется добротой сердца, и им дается счастье быть нужными в семье и за её пределами. Всё это отблески красоты и добра, присущие тем, кто сотворен по образу и подобию Божию. А что же злые красавицы, такие как Снежная Королева, Белая Колдунья из «Хроник Нарнии» или мачеха из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина?Помните: «…молодица, уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела, и умом и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива»? Чаще всего они остаются в одиночестве, но могут и умереть от тоски, когда рушатся их недобрые замыслы.
Подчеркнута в сказках и красота любящих мужчин – царских, купеческих и крестьянских сыновей: её обретали те, кто совершал подвиги и находил-терял-возвращал свою суженую-жену, чтобы жить долго и счастливо и вместе управляться с царством-государством, своей семьей и иными делами. К примеру, так: «…вот конёк хвостом махнул, мордой в те котлы макнул, на Ивана дважды прыснул, громким посвистом присвистнул. На конька Иван взглянул и в котёл тотчас нырнул, тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, что ни в сказке не сказать, ни пером не написать!» П. Ершов. Конёк-горбунок. Или так: «…ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем». С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.
Из проповеди: «Спустя много веков, фарисеи спросили Иисус про развод, и Он напомнил им замысел Бога: «… не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф 19:4-8).
Жестокосердие… кто не испытывал его хотя бы раз в жизни: «…кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». (1Ин 2:11). И если не сразу ненависть, то ожесточение – её начало… Кто не знает, как оно мучает и не дает дышать, как разрушает все отношения между мужем и женой, и тогда только и остается, что «давать разводное письмо»?
А разве можно описывать это в книгах, которые будут читать дети? Такие книги я не встречала, но есть много других, где развод проходит пунктиром и всё внимание сосредоточено на последствиях разрушения семьи, в которых детям приходится жить, и если не внешне, то внутренне метаться между мамой и папой. У таких книг общее послание – ты не один в своей беде, и как бы ни было трудно, самое важное – сохранять человеческие отношения между осколками семьи, особенно, если вокруг них складываются иные семьи.
И как бы ни разрушалась семья, Бог не отменял для детей единственной заповеди с обетованием о почитании отца и матери, так же, как и не дал Он к ней подзаконных актов о том, каких родителей почитать, а каких нет. Потому и в книжках этих много доброго юмора и бережного отношения к детям, не знающим, на каком они свете, к их родителям и к иным участникам этого бедствия. Ведь уходят из семьи и папы, и мамы…
Но посмотрим те несколько книг о разводах, которые уместились в нашем рюкзаке! К сожалению, только одна из них для младшего возраста…
Ну вот, дюжину книг посмотрели, можно на кухню пойти и чаю-кофею попить с плюшками, а потом еще книжек посмотрим, разговор-то о семье долгий…
Текст А. Годинер
Проповедь М. Седано cmf