Екклесиаст

День за днем, день за днем мы живем. Да и живем ли? Повторяем ритуалы, не выбиваясь за пределы круга раз навсегда очерченного нам, чтобы осыпаться в конце песком. Суета.

Бывает, что кто-то попытается вырваться из толпы, обрести лицо, из «мы» стать «я». Бывает. Но хватит ли его надолго? Толпа нагонит его и накроет, впитает в себя. Можно ли из пустыни вынуть песчинку? Станет ли песчинка отдельной от пустыни, если взять ее на ладонь?

В спектакле БТК «Екклесиаст» практически нет слов. Пластические образы, музыка, минимум декораций – зрителю дается возможность самостоятельно размышлять над их значением, интерпретировать, делать выводы. Мощный текст Проповедника не обрушится на него. Он тихо проникнет через открытое сердце.

eklezjast

Суета сует. Бесконечный бег, в который отправляется человек, едва родившись. Есть ли в нем смысл? Прибежит ли он к чему-то, к чему обращен его взгляд? Или свет не достижим, и человека удовлетворит искусственное свечение лампочки? Жизнь человеческая, сгорающая, как спичка – мгновенно и без следа, на миг лишь освещающая этот мир – зачем она? И есть ли вообще это самое «зачем», «для чего»? – если слезы, любовь, радость, горе – все песок, взметаемый ветром, сухо лежащий под ногами, безвкусный и безжизненный?

День за днем, день за днем, день за днем… Встал-оделся-поел-вышел-вошел-разделся-лег-заснул-встал-оделся-поел… День за днем. И не выйти за пределы.

И лишь в конце, когда нестройный гул голосов сольется почти что в хор в слове «любил»: любил-любил-любил-любил – изгнавшим все остальные слова, появится дар. Тот дар, что освещает жизнь. Может, это тот свет, что позволяет жить, не поддаваясь безнадежности суеты. Может, это «любил» — маленький мостик, перекинутый от «Екклесиаста» к «Песни Песней» — второму спектаклю Ветхозаветной трилогии Р.Кудашева. Ведь если жизнь – суета, то, не меньше, она и любовь.

Н. Бакина

Фотографии из сайта театра.

Оставьте комментарий