Возлюбленные братья и сестры, вчера на Литургии мы слышали древний пасхальный гимн, который по-латыни называется Exultet. В этом гимне находится самое скандальное выражение христианского богословия: «Felix culpa», которое в переводе с латинского означает «счастливая вина». Каждый год в пасхальную ночь мы поем: «О, счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя. О, воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!». Да, как это ни парадоксально звучит для нас, с точки зрения Бога грех Адама был необходимым, а его вина – счастливая! Без греха Адама Сын Божий, может быть, не умер бы за нас, без этой счастливой вины мы бы не знали, как велика любовь Бога к нам. Так и в нашей жизни, братья и сестры: мы часто чувствуем себя угнетенными нашими грехами, нашими ошибками, нашими сомнениями, нашими недостатками. Но с точки зрения Бога эти грехи, эти слабости – счастливые, они даже необходимы.
Вот, братья и сестры, источник нашей радости в этой ночи. Жен-мироносиц на пути к гробу тревожил вопрос: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк 16,3). Каждый из нас, подобно женам-мироносицам, задает себе такой же вопрос. Кто отвалит нам камень от наших гробов: от наших грехов, наших слабостей? Кто отвалит нам камень от наших недостатков, наших неудач, наших комплексов? Кто отвалит нам камень от нашей тоски, от наших сомнений, неуверенности? Кто отвалит камень от нашей гордости, нашей лени, от нашего прошлого? Этот вопрос угнетает наше сердце, давит на нас, как камень гроба… Но, придя ко гробу, женщины обнаружили, что камень уже отвален и что в гробе нет смерти, там ангел в блистающих одеждах. Женщины не получили ответа на свой вопрос, но встретили ангела и поняли, что гроб – это не конец, а начало. Мы тоже, братья и сестры, не на все наши вопросы найдем ответы, но давайте постараемся увидеть в наших гробах ангела Господня. Да, Христос открыл нам путь среди ночи через гроб, Он открыл нам путь через грех. Камень, который тяготил наше сердце, отвален; и именно в гробах наших грехов мы найдем ангела света. В эту пасхальную ночь можно сказать, как апостол Павел: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12,9-10).
Какая радость, какое огромное облегчение для нас! Мы думали, что грехи, сомнения, смерть – препятствия на пути к Богу. А оказалось наоборот: как песчинка, ранящая устрицу, становится перламутром, так и наши раны становятся сокровищем. Благодаря Христу, смерть и грехи становятся путем к счастью, мрак становится путем к жизни вечной. Вот почему мы сегодня дерзаем петь «felix culpa» – «счастливая вина». Да, в эту ночь мы знаем, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какой-либо грех не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8,39). Наоборот, благодаря Христу все это является путем к Богу.
Это для нас непонятно. Это может показаться безумием. Но это безумие самого Бога, это безумие христианской веры, как говорит апостол Павел: «Слово о кресте для погибающих юродство есть», ибо «немудрое Божие премудрее человеков» (1 Кор 1,25). Да, братья и сестры, эта ночь – ночь юродства, ночь безумия Бога, Который принимает последних как первых, Который сказал, что «мытари и блудницы вперед войдут в Царство Божие» (Мф 21,31). Возвеселимся, ибо немощь наша стала силой во Христе, возрадуемся, ибо немудрое стало мудростью, возликуем, ибо «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5,20). Христос воскрес, и вина Адама стал для нас путем спасения! Христос воскрес, и камень наших гробов отвален! Христос воскрес из мертвых, и наша ночь светлее дня! Ибо Его есть царство, и сила, и слава во веки веков! Аминь!
Иакинф Дестивель ОР