Как уже заметили наши прихожане, реставрационные работы в храме снова начались. Пока фасад ожидает установки копий скульптур евангелистов и ангелов, в маленькой часовне в западной части притвора идут обследование живописи и архитектурные обмеры, для составления проекта ее реставрации. Эта капелла – самое позднее добавление в нашем храме. Ее устроили и украсили в стиле модерн на пожертвования французской общины прихода, в том числе братьев Карбоньер, и освятили в 1890 году. Стоявшая на алтаре, а затем – в специально устроенном «гроте» над ним привезенная из Франции статуя Лурдской Божией Матери, украшенная серебряной короной, венцом из звезд и звездами на одеянии, почиталась прихожанами, независимо от их национальности. Обрушившееся во время пожара 1984 года перекрытие хоров предохранило алтарную стену часовни от огня, сохранив почти в целости сам престол, алтарную решетку и фрагменты росписей на стенах и потолке. После пожара со стен были сняты более 180-ти памятных мраморных табличек. Эти таблички с трогательными прошениями и благодарностями Богородице на французском, польском, русском, грузинском, итальянском, испанском, венгерском, латгальском языках, датированные временем от 1890 до 1928 года – бесценная память об истории прихода и прихожан, драматической истории Петербурга-Ленинграда и всей России. В 2000 году художники-реставраторы обследовали и сфотографировали живопись в капелле, заклеили ее специальной бумагой и составили предложения по реставрации, но тогда ее не смогли осуществить. Несколько недель назад бумагу вновь вскрыли. Живопись, как и следовало ожидать, в аварийном состоянии, но ее все еще можно попытаться спасти и укрепить. Сохранившиеся фрагменты и сделанные после пожара фотографии позволяют восстановить полный рисунок росписей, единственная известная старинная фотография капеллы помогла воссоздать облик престола и определить положение некоторых табличек на стене. В результате будет составлен проект реставрации Лурдской капеллы и определена ее стоимость.
Есть предание, которое многие повторяют, что в 1908 году французская община, получившая разрешение на строительство в Ковенском переулке собственного католического храма, забрала с собой из церкви святой Екатерины статую Лурдской Богородицы. Но французы оставались в приходе святой Екатерины и после освящения Нотр-Дам де Франс, а сама новая церковь не была тогда Лурдской. В трансформированном виде это предание приводит и Ромуальда Ханковская в книге о храме святой Екатерины, предполагая, что статуя могла быть перенесена в Ковенский переулок уже после закрытия церкви святой Екатерины в 1938 году. Но архивные поиски приводят к иным выводам и открытиям. Некоторое время тому назад я нашла список предметов, переданных из церкви святой Екатерины при ее закрытии в один из городских музеев. Среди последних пунктов в списке значится фигура Лурдской Божией Матери и три посвятительные таблички из Лурдской капеллы. Предполагая, что и статуя могла быть из часовни, я стала искать ее в фондах этого музея. И таблички, и статуя нашлись! Фигура Девы Марии, французской работы конца XIX века, чуть больше метра высотой, лишилась серебряной короны и почти всех звезд, краски потемнели, но нет сомнений, что она – именно та, что видна на старинной фотографии нашей капеллы. Поскольку фотография была сделана до того, как часовню заново расписали и над алтарем устроили «грот» для Божией Матери, а работы по новому украшению часовни должны были, по понятным причинам, состояться до 1917 года, когда у прихода еще были средства для этого, на перенос чтимого образа в новоосвященный в 1909 году французский храм, доставку и украшение новой статуи в церкви святой Екатерины остается совсем немного времени. К тому же, никаких письменных свидетельств (а они должны были быть) о передаче чтимого образа из одного прихода в другой до сих пор не известно. Можно предположить, что найденная статуя, скорее всего, была установлена в Лурдской капелле церкви святой Екатерины при ее освящении в 1890 году и оставалась в храме до его закрытия в 1938.
Как только помещение западной части притвора освободилось от лавки и прихожане увидели разбитый мраморный престол и алтарную решетку, когда на алтаре поставили плохонькую, снятую камерой мобильника фотографию статуи Божией Матери (другой мне пока не разрешили сделать), стало заметно, что некоторые, выходя после Мессы, осеняют себя перед этим алтарем крестным знамением. На ступенях кто-то оставляет цветы. Кто-то молится. Будем надеяться, что вслед за составлением проекта мы сможем найти средства и на работы по реставрации Лурдской часовни. Тогда высеченные золотом по белому мрамору молитвы чьих-то родных, живших сто лет назад прихожан нашего храма, займут свои места на темно-синих стенах, расписанных гирляндами белых роз и лилий, ангелами и золочеными орнаментами, и мы будем просить Богородицу Лурдскую в Ее чтимом образе вернуться, прося предстательствовать за нас тех, кто был верен Ей тогда, «предваривших нас со знаменем веры и почивающих сном мира».
Анастасия Медведева