Какие же книжки нам взять на первую неделю пути? Может быть, начнём с книг о недавнем прошлом, полном подчас невыносимых страданий? И о том, как преодолеть их удавалось только победой над страхом, такой необходимой и нам, чтобы говорить с детьми в свете Истины о жизни тех, кого Библия называет «отцы наши»? Вот одна из этих книг:
«Шурка рванул на себя ручку двери. И выскочил из подъезда. Совсем рядом громыхал мотор.
— Ой, — сказал Шурка.
— Шурка, стой!
Но Шурка ловко схватил валявшийся рядом огрызок палки и вставил снаружи между дверными ручками. Потом он не мог объяснить, почему так поступил.
— Не могло же быть, Таня, что я тогда что-то понял? Не могло же?
Напрасно Таня трясла изнутри дверь.
— Шурка! — неслось из- за двери. — Открой!
— Таня, не ори, — Шурка старался говорить спокойно. — Тебя потом кто- нибудь из
жильцов выпустит. Не бойся! Главное, иди к тёте!
«Я найду маму, Бобку и папу».
— Шурка! Ну я тебе задам! — завыла Таня из заточения. Шурка прижался спиной к двери, словно надеясь унять её толчки: Таня билась плечом изнутри. Вдоль набережной прыгали столбы света.
— Шурка, не глупи!
Эта книжка ещё только на пути в нашу библиотеку, но есть в ней и другие — о том же преодолении страха — в самых разных обстоятельствах жизни. Две из них мы взяли с собой.
Один из самых глубоко спрятанных детских страхов наших дней — чувства к отцу, который есть где-то на земле, но не в жизни ребенка или подростка: «…книга «Невидимый папа» немного напугала меня, так как достала из закоулков души те чувства, которые я всегда старалась заглушить в себе…» — написала 11-летняя Ксения Барышева, обладательница диплома «Книжный эксперт XXI века»…
Как же подростку избавиться от страха перед этими чувствами? Разве только набраться сил, повернуться к ним лицом и выйти на поиски правды?
«Когда у тебя в графе «отец» — прочерк, ты вроде бы не такой, как надо, неправильный, ненормальный. Я часто думаю о своем невидимом папе. Иногда кажется, что он существует только у меня в голове. Мама предпочитает делать вид, что отца у меня никогда не было. Такого отца принято ненавидеть и презирать, но откуда тогда это тёплое чувство, когда проговариваешь про себя слово «папа»? … А вчера я узнала, что у меня есть старший брат, Филипп, представляете? Наверняка, он что-то знает об отце. Может быть, вместе у нас получится его найти? Только бы мама не узнала, а то она всё сделает, чтобы я никогда не увидела отца».
Дарья Доцук: Невидимый папа. Аквилегия-М, 2015. 12+
И не залог ли успеха в поисках правды это «тёплое чувство», готовое преобразиться в ту самую любовь, в которой нет страха? А ведь «…совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение…» 1Ин 4:17,18. И еще желание этого поиска открывает глаза на свойство любви, вернее всего изгоняющее страх: «… я иногда задавала себе вопрос, что я сделаю, когда папа вдруг позвонит мне и спросит, как у меня дела. Нажму отбой или скажу, как я по нему скучаю? И если до того, как я прочитала эту книгу, я, скорее всего, просто выключила бы телефон, то теперь, наверное, я смогу простить его…» — это снова Ксения Барышева, читатель ХХI века…
А как же младшие, те, кому еще недоступен такой проникновенный разговор, кто не может еще, как подростки, разобраться в своих слитых воедино чувствах страха и обиды, чей мир просто рушится, когда они вдруг оказываются только с одним из родителей? Могут ли взрослые сделать что-то в таких обстоятельствах во исполнение слов Иисуса: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Мк 10:14. Очевидно, могут, и в частности, пишут книги, где дети как обрывки разорванных семей при содействии взрослых и сами, избавляются, насколько это возможно, от страха и обиды и вновь обретают мир и радость. Если их в детстве было недостаточно, кто не знает, как трудно жить потом взрослыми?
Посмотрите, как рассказывает в своем видеоблоге про книжку, посвящённую этой труднейшей для взрослых и детей теме филолог и литератор Дмитрий Гасин:
http://www.youtube.com/watch?v=FyHN9oR_sg8#t=30
А вот и сама книжка, которую автор прямо посвятил «моему семейству, сшитому из лоскутков»…
Уте Краузе. Принцессы и разбойники. КомпасГид, 2015. 0+
Так и прошли мы первую половину этой недели… Впереди не только второе воскресенье Адвента, и следующая за ним неделя с новыми детскими книжками, но и начало Юбилейного года милосердия… Милосердия Божьего и нашего, когда мы по Его примеру будем учиться, хоть и не раз и навсегда, но отирать слёзы… И думать над словами: «…ты искал счастье, но находил лишь печаль. Ты стал искать Служение – и обрел счастье», предваряющими книгу размышлений о той первой после Крещения любви Господа, о которой все мы знаем не понаслышке… Любви, которая делает нас теми, кто может быть милосердным…
Продолжение следует — книга «Лестница души» Юлии Карловой ОПс