В сегодняшнем Евангелии для меня удивительно, что ученики решили ловить рыбу сразу после смерти и воскресения Христа, как будто ничего не изменилось. Мы также иногда очень быстро возвращаемся к нашим старым привычкам. Очень трогательно, что Христос решил встретить своих учеников среди их обычных дел. Так бывает и с нами. Кажется, всё как обычно, но вдруг замечаем, что сам Христос стоит на берегу нашей жизни.
С одной стороны, в сегодняшнем отрывке Евангелия для нас нет ничего нового: мы знаем, что ученики Христа были рыболовами, к тому же, в Евангелии уже был рассказ о чудесном лове рыб. С другой стороны, здесь всё новое. Святые Отцы прозревали в этом тексте новое творение мира. Евангелист говорит: «Уже настало утро» (Ин 21, 4), что напоминает рассказ о творении мира, здесь речь идет о море и о суше, здесь Симон Петр наг, как Адам. Воскресение Христа – это как новое творение мира, или, точнее, сам Христос является новым творением, и мы все обновляемся в Нем. Интересно отметить, что в этом евангельском тексте можно найти намек на то, что это новое творение совершается через два таинства: крещение и Евхаристию. Погружение Петра в воду является символом таинства крещения, через которое мы погружаемся в смерть и воскресение Христа. Трапеза на берегу моря Тивериадского – символ Евхаристии.
Именно об этой трапезе я бы хотел поговорить более подробно, потому что это самый трогательный момент в этом отрывке. В Евангелии Иисус часто участвует в разных трапезах: с грешниками, с мытарями, со своими друзьями в Вифании, в Кане Галилейской и, конечно, на Тайной Вечере, которая является истоком и вершиной жизни Церкви. Вчера мы читали евангельский отрывок об учениках на пути в Эммаус и как ученики узнали воскресшего Христа в момент преломления хлеба. Но только в сегодняшнем отрывке Евангелия Христос сам готовит обед для своих учеников. Он сам разжигает костер, печет рыбу, готовит хлеб и как радушный хозяин зовет их на обед: «Придите, обедайте» (Ин 21, 12). И Он сам раздает им пищу. Как говорит евангелист: «Иисус приходит, берет хлеб, дает им, также и рыбу» (Ин 21, 13). Только в этом евангельском тексте Христос сам готовит пищу для трапезы.
Это для нас важное учение о Евхаристии. В Евхаристии Христос является не только пищей, но и хозяином пира. Христос сам готовит для нас трапезу, которую Он разделяет с нами и которую Он нам сам дает. Поэтому Церковь никогда не позволяла, чтобы верующие сами принимали евхаристическую пищу, но только через ее служителей, которые представляют самого Христа. Как Он сам говорил, «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20, 28). Или в книге Откровения: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3, 20).
Да, братья и сестры, воскресший Христос является ученикам не как Вседержитель или всемогущий чудотворец, но как друг, готовящий трапезу для них. Так и нам сегодня воскресший Христос является скромно: под видом хлеба и вина. Он приглашает нас на свой пир: «Придите, обедайте». Давайте и мы, как Петр, бросимся навстречу нашему Спасителю. Давайте, как другие ученики, принесем наш улов на трапезу Агнца, чтобы Христос приготовил для нас пищу небесную, ибо Он сам является жертвой и жертвенником, началом и концом, Альфой и Омегой. Аминь.
Иакинф Дестивель, ОР