Таинство Брака, как и все Таинства — великое и таинственное дело. Каждое Таинство осуществляет Божие присутствие, Таинство Брака в том числе. Значит, муж и жена, живя вместе, делают реальным Божие присутствие в их жизни.
Мы не будем говорить об обряде венчания, потому что обряд — это не таинство Брака, а лишь начало Таинства. А само Таинство — это вся совместная жизнь мужа и жены. Каждый поступок, сделанный из любви, делает реальной Божию любовь.
Почему Бог так сделал? В чем состоит замысел Бога относительно мужчины и женщины?
(Я предлагаю вам почитать эту книжечку — “Компендиум Катехизиса Католической Церкви, там есть очень простые вопросы, и очень четкие ответы на эти вопросы).
“Бог, который сам есть любовь, и который сотворил человека из любви, призвал его к любви. Сотворив мужчину и женщину, он призвал их в браке к сокровенному союзу и любви друг к другу, так что они уже не двое, а одна плоть. Благословляя, Бог говорит им: “Плодитесь и размножайтесь”. Брачный союз установлен Творцом согласно собственным законам, по своей природе, направлен на общение и благо супругов, а также на рождение и воспитание детей.
Брачный союз, согласно первоначальному Божественному замыслу, нерасторжим. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, подтверждает Иисус Христос. И об этом я сейчас скажу подробно.
Когда вы заключали супружеский союз или присутствовали на венчании, в начале вы слышали вопросы, которые священник задает жениху и невесте:
1. “Имеете ли вы добровольное и нелицемерное желание соединиться друг с другом узами супружества?” Во-первых, “узы” — как это страшно звучит! Мы будем прикованы друг к другу, зависеть друг от друга.
2. Во-вторых: “Имеете ли вы намерение хранить верность друг другу в здравии и болезни, счастье и несчастии, даже до конца своей жизни?” Опять страшно. “До конца жизни”. Как я могу говорить, что будет через пять лет? Я же слабый человек. Я не знаю, что со мной будет. Могу ли я обещать другому человеку, что буду хранить ему верность всю свою жизнь, если я слабый, и не знаю, что будет через пять лет? А вдруг мне понравится какая-то девушка?
3. Третий вопрос: “Имеете ли вы намерение с любовью принимать детей, которых пошлет вам Бог, и воспитывать их в католической, христианской вере?”
Братья и сестры, все эти вопросы будут заданы жениху и невесте в момент, когда они подходят к алтарю, в момент, когда они просят Бога о благословении. Даже если я считаю, что по-человечески такое обещание невозможно, я же прихожу к Богу, а для Него возможно все. В некоторых литургиях сразу за супружеской клятвой, после того, как жених говорит невесте: “Я обещаю тебе хранить верность, любить и уважать тебя во все дни жизни моей”, он добавляет: “Помоги мне в этом, Боже всемогущий, и все святые”. И Бог не отказывает в помощи. Всегда, когда приходит любое искушение, испытание, я могу рассчитывать на Божию помощь. Это и есть Таинство — Бог присутствует и действует.
Почему Бог хочет, чтобы мы вступали в брачный союз?
В самом начале, когда Бог сотворил человека, как написано в Книге Бытия, он сказал: “Нехорошо быть человеку одному. Сотворим для него помощника”. И сотворил сначала много животных. Во втором описании творения мы читаем, как Бог приводил к Адаму всех животных земных и всех птиц небесных, чтобы тот дал им имена. “И нарек человек имена всем скотам, и всем зверям полевым, и всем птицам небесным, но для человека не нашлось помощника, подобного ему”.
Представьте себе: Адам сидел в раю, ему было хорошо, но скучно. И Бог сотворил такого большого зверя с хоботом. Адам смотрит и говорит: “Он будет называться слон”. Тогда Бог приводит ему такую маленькую зеленую тварь, и Адам говорит: “А это будет лягушка”. Потом Бог приводит что-то такое с длинной шеей: “Это будет жираф”. И так развлекался Адам, Бог все это для него создал, но он уснул. А когда проснулся и увидел, то разинул рот. “А это что?” Он увидел, что это кость от кости его, плоть от плоти его. “Она будет называться женщиной, потому что взята от мужа”. По-еврейски это звучит похоже: “иш” и “ишах”. “Она взята от меня, она такая, как я”. Он восхитился ее красотой, потому что в ней увидел свое достоинство. В раю не было зеркала, он не видел себя, и когда увидел Еву, он себя увидел и восхитился. Тогда он смог узнать, что сотворен по образу и подобию Божию. В ней он увидел образ и подобие самого Бога. Здесь мы находим суть призвания женщины. Иногда феминистки возмущаются: “Как может Библия говорит, чтобы женщина была помощником для мужчины!?” Помощник не в смысле стирать носки, готовить обед и мыть посуду. Помощник в том, что она поможет мужчине увидеть и узнать свое достоинство. В этом заключается суть помощника. И призвание мужчины такое же: чтобы женщина, глядя на него, его отношении к ней, его заботу о ней, увидела свое достоинство и прославляла Бога, и чтобы он прославлял Бога. Такое взаимное призвание, чтобы друг другу помогать, чтобы не быть одному, но чтобы быть вдвоем, и чтобы друг друга вести к Богу через взаимную любовь и уважение. Такое понимание открывает многое. Поэтому, как в Евангелии от Матфея читаем: “Оставит человек отца и матерь, и соединится с женою своею, и будут двое одной плотью”.
Сейчас конкретно о том, кто вообще и зачем может вступить в брак?
Во-первых, и как это ни странно, это надо подчеркивать в современном мире, брак может быть создан только между мужчиной и женщиной.
Во-вторых, должны быть признаны существенные элементы брака: что брак единственный (она моя единственная жена, а он мой единственный муж), и что брак нерасторжим. Он существует до смерти одного из супругов. Третий существенный элемент брака — открытость рождению детей. Если мы это видим, если признаем такие элементы брака, можем сказать, что брак может быть заключен и неверующим человеком, или человеком другой религии. Я специально говорю об этом, потому что здесь мы встречаемся с этим очень часто, и многие говорят: “Мы же даже не венчаны, потому что моя невеста православная (или мусульманка, или вообще неверующая). Это еще не причина. Вы можете венчаться, вы можете просить о Таинстве Брака. Достаточно признать эти три элемента:
— наш брак будет единственным,
— наш брак будет нерасторжимым,
— наш брак будет открытым рождению детей.
Таких браков у нас в церкви было много, я венчал католичку с мусульманином, католика с неверующей. Важно вот что: “Даже если я неверующий, и иду в церковь только ради тебя, потому что ты хочешь этого брака, я обещаю хранить верность и хранить и уважать тебя во все дни жизни моей”.
Однажды в ходе подготовки к браку один молодой человек, (он был неверующий, но мне очень хорошо с ним разговаривалось, такой искренний человек), сказал мне: “Я не могу обещать хранить ей верность. Я же молодой мужчина, а вокруг столько красивых девушек”. — “А ты любишь ее?” — “Конечно, люблю”. — “А ты хочешь ей изменять?” — “Не хочу. Но я не могу гарантировать верность, если мне понравится другая”.
Опять возвращаюсь к тому, что верующий человек может надеяться на Божию помощь, но неверующий также, хоть он ее и не осознает. В конце концов, после длинной подготовки мы договорились до того, что он не хочет ей изменять, что он ее честно любит, и не представляет себе, чтобы мог жить с другой женщиной. И у алтаря он ей сказал: “Я даю тебе мое честное слово, что никогда тебя не оставлю”. И Бог это слышит. Когда придет искушение, Бог ему поможет, даже если он в Него не верит.
А в свою очередь, когда здесь было христианско-мусульманское венчание, (такое тоже возможно), то когда невеста сказала: “Прими это кольцо во имя Отца и Сына и Святого Духа”, то жених, когда увидел текст, который должен был прочитать, сказал: “Нет, я этого не прочитаю. Прими это кольцо как знак моей верности во Имя Отца”. Он так верит в Бога. И это было его честное слово.
Брак между мужчиной и женщиной заключается на основании их согласия, а не на основании благословения священника. В прошлый раз я говорил о миропомазании, что рука епископа передает Духа Святого. Здесь же силу таинства дает не служитель, а жених и невеста. Бог соединяет их в момент их согласия, данного друг другу.
Есть ли препятствия, которые не разрешают человеку вступить в брак с конкретным человеком?
Первое препятствие — возраст. Каноническое право говорит, что минимальный возраст вступления в брак — 14 для девушек и 17 для юношей, но Конференция Епископов может повысить возрастной ценз. Раньше у нас это было 18 лет для девушек, 20 для мальчиков, сейчас 18 для тех и других. Но даже если они моложе, может быть получена диспенсация (разрешение) епископа, но возраст вступающих в брак никогда не может быть меньше 14 лет.
Почему это так важно? Мы же знаем, что иногда в истории в Средние века было что-то вроде брака для детей, когда их родители договаривались между собой. Так нельзя, потому что в браке кроме согласия, данного друг другу, должна произойти еще физическая любовь, и я хочу о ней сказать.
Не удивляйтесь, что в Церкви говорится о сексуальной жизни. Церковь никогда не была и не может быть против нее, поскольку это величайший дар Бога. Церковь всегда против извращений этой жизни, и поэтому может показаться, что Церковь и священники высказываются против секса. Они говорят о нем не потому, что запрещают, но потому что это такой ценный дар, что его нельзя извращать.
Может быть, во время Пасхальной Литургии вы видели, как освящается крещальная купель. Отцы Церкви называют ее чревом Церкви, и когда мы празднуем Воскресение Христа, мы зажигаем большую свечу — Пасхал, символ воскресшего Христа. В момент освящения воды священник берет Пасхал и погружает его в купель. Там произносится текст молитвы, и в латинском оригинале используется слово, которое переводится как “оплодотворение”. Это символ того, что Христос соединяется с Церковью так сильно, что из этого чрева будут рождаться дети. И Таинство Брака осуществляет то, что обозначает. Сексуальная любовь мужчины и женщины делает реальной как раз эту любовь Христа к Церкви. Такая в этом красота и такая большая ответственность!
“Почему же тогда нам нельзя жить в интимной близости, если мы любим друг друга?” — часто слышим мы от людей, приходящих в Церковь. “Мы же любим друг друга, почему же Бог нам запрещает любить? Если мы любим друг друга, почему мы не можем любить до конца, зачем какие-то границы?” Границ нет. Если любишь, люби до конца, но проблема в понимании любви. Любовь нераздельно связана с ответственностью. “Я создан для того, чтобы ты открывала свое достоинство, и я должен быть ответственным и за свое достоинство, и за твое. Я не могу отдать себя полностью, пока ты не пообещаешь, что не оставишь меня до смерти. То, что вложил в меня Бог, настолько ценно, что я тебе отдам себя полностью только тогда, когда ты в присутствии Бога пообещаешь мне, что меня не оставишь”.
В противном случае я, во-первых, не уважаю себя. А, во-вторых, если мы вступаем в интимные отношения, могут родиться дети, а если так, то они имеют право иметь обоих родителей, и мы должны дать им гарантию, что у них будет нормальная семья. Пока я этого не сделаю, это безответственно. Это зло и вред для ребенка, который может родиться. Поэтому Церковь так настойчиво, так неизменно говорит о том, что нельзя вступать в интимные отношения до брака.
Однажды священнику молодая пара сказала: “Отец, ты так красиво об этом говоришь, что чем больше мы тебя слушаем, тем нам становится страшнее”. Он спрашивает: “Почему?” — “Потому что мы уже давно потеряли девственность, и когда мы слышим об этом, нам хотелось бы ее вернуть, но все потеряно”. — “Нет, не потеряно. Если вы хотите, можете вернуться к чистой любви. Конечно, девственность не вернуть, но всегда можно начать заново. Вы же готовитесь к браку”. И он им предложил: “Каждое лето вы берете палатку и едете в горы. До венчания осталось два месяца. Поезжайте в горы, возьмите две палатки. Будет вам очень трудно, но сделайте это ради любви, решитесь на такое воздержание. И посмотрите, как возрастает ваша любовь”. Можно, и Бог благословляет такие решения, тем более что во время брака так же будут периоды, когда это воздержание будет необходимо. И этому надо также учиться. Это и есть ответственная любовь.
А что сделать с этой нерасторжимостью? “Разве брак нерасторжим?” — спрашивают фарисеи Иисуса. Они спрашивают: “По всякой ли причине?” — чтобы услышать какое-нибудь ограничение, но все-таки предполагают, что брак можно расторгнуть. А Иисус им говорит: “Нет, в начале не было так”. — “Тогда почему Моисей нам разрешил давать разводное письмо?” — “По жестокосердию вашему”, — говорит Христос, и мы должны постоянно об этом помнить. Если какие-то разрешения и были, Бог не хотел этого в начале. И если вы когда-нибудь слышите о том, что в Церкви есть развод, это неправда. И даже если приведете несколько примеров, что дважды видели одного и того же человека венчающимся, то я вам скажу, что это неправда. Развода нет. Церковь может только признать, что какой-то брак был недействительным, что согласие, данное друг другу, было недействительным. Но если брак был совершен действительным образом перед Богом, он нерасторжим. Никто не в силах его расторгнуть, потому что двое стали одной плотью. Это все равно что разрезать тело, — оно умрет.
Внешним образом это видно, когда заключается Таинство Брака. Муж и жена дают друг другу правые руки, священник связывает их руки столой и говорит: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. И они связаны уже Там. И даже если мы разъединим эти руки и уйдем в разные комнаты, квартиры и разъедемся по разным городам, Там эти руки связаны, и они неразлучимы.
Тогда (я сам себе сегодня задаю вопросы) а как в ситуации, если вдруг непредвиденная ситуация, и совместная жизнь становится невыносимой?
Бывают такие ситуации: или алкоголизм, или такая измена, что трудно простить, и я уже не могу жить вместе с этим человеком. “Значит, Церковь немилосердна, что заставляет нас жить вместе?” Церковь дает возможность “separatio” — разлучения. В крайней ситуации вы можете жить раздельно, но останетесь мужем и женой. Когда придет момент, что причина разделения исчезнет, можете вернуться друг к другу. Если же вы сделали другой шаг, в другую сторону, уже не вернуться, а так Бог дает вам такую возможность.
Я был однажды на концерте рок-музыканта, который пел о браке, там была и его жена. Он пел так: “Я обещаю тебе верность. Что это значит? По какой бы причине ты от меня ни ушла, на какой бы срок, всегда у дверей будут стоять твои тапочки, а на кухне кастрюля с горячим супом”. Я буду верен, как долго бы тебя ни было, потому что это я обещаю тебе, независимо и безусловно. Нет условия, что я буду тебе верен, только если ты будешь мне верна, а если ты не сдержишь слово, я свободен. Нет, я тебе обещаю верность в счастье и в несчастье, в здравии и в болезни. Это есть настоящая любовь.
Брак открыт для жизни, и необходимо было бы сказать о детях, о том, что муж и жена всегда должны быть открыты рождению детей. Иногда на подготовке к браку я показываю фотографию, которую мне привезла одна семья из Канады — они были в нашем приходе. Фотография сделана на широкоформатной бумаге, потому что иначе все бы не поместились. Мама и папа стоят посередине, в вокруг дети, пятнадцать человек. Но если посмотреть внимательнее, видно, что есть еще и шестнадцатый. Они открыты для жизни, для того, что Бог хочет дать, и видно, что это благополучная семья.
Конечно, это не значит, что нельзя планировать семью. В этом тоже заключается ответственный подход: может быть, при нашем материальном состоянии, мы не можем сейчас позволить себе родить третьего ребенка. Но это должно делаться, во-первых, естественным способом, так, как Бог сотворил. (Бог нас сотворил так, что мы не всегда можем рожать детей, у женщины есть свой цикл, и она не каждый день готова рожать детей). Узнав эти периоды, можно планировать семью.
Можно планировать и в другую сторону: чтобы наконец зачать ребенка. Если знаю, когда приходят эти дни (как на одной встрече женщина сказала: “Эти опасные дни” — это не опасные, это благодатные дни, надо посмотреть по-другому, все перевернуть). Если мы научились эти дни распознавать, то вступив тогда в отношения, мы будем открыты для жизни. А если мы не в состоянии родить ребенка, то как раз тогда будем воздерживаться. Ответственный подход не в том, что мы должны родить пятнадцать детей, а в том, что мы ответственно планируем. Но если Бог захочет, то всегда решит: “А вот вам новая жизнь…” и будем принимать ее с радостью, хотя и не планировали.
***
Может быть, у вас есть вопросы, чтобы не только я сам себе задавал их?
— Брак между крещеными, это Таинство. А брак между крещеным и некрещеным? Это Таинство?
Таинство. Если оно заключено с разрешения епископа. Потому что католическая сторона должна обещать хранить верность и воспитывать детей в католической вере, а некрещеная сторона должна подтвердить, что знает об этих обещаниях и признает христианские ценности. Тогда перед Богом они могут заключить Таинство, и Бог действует в их союзе. Конечно, для крещеной стороны это Таинство на 100%. А для некрещеной стороны я бы назвал это Таинством в спящем состоянии, Христос действует, и в момент, когда некрещеная сторона примет Таинство Крещения, все дары начнут оживать. Они расцветают, как цветы. И тогда можно сказать, что благодать Божия идет назад, она имеет обратную силу, Христос может это сделать.
— Сейчас в нашем обществе распространены так называемые гражданские браки. Это очень большой грех?
Гражданский? Разберемся, чтобы я правильно понял: это вообще такая связь, когда ничего нету, или гражданский как заключенный в гражданских органах власти, в ЗАГСе? Это две разные вещи.
Когда люди просто находят друг друга, сходятся и живут, это совсем безответственно. Это неуважение к самому себе, неуважение к другому человеку и неуважение к детям, которые могут родиться от такого союза. Потому что ничего нет. Ради чего это делается? Ради того, чтобы была возможность, если что-то не сложится, разойтись. И это большой грех. Если есть ситуация, что двое людей живут где-то в непонятном месте, в Сибири, например, и нет ни чиновника ЗАГСа, ни священника. Но если они друг другу обещают, что будут хранить верность до конца своей жизни, будут рожать детей, любить и уважать друг друга, то Церковь признает такой брак действительным, потому что у них другой возможности не было.
Брак, заключенный в ЗАГСе, это уже шаг вперед, потому что уже есть какие-то обязанности, которые нас связывают, мы уже что-то обещаем, на что-то решаемся. Но бывает так, что люди договариваются: “Если что-то случится, если ты мне изменишь, то мы сразу разойдемся”, или: “Если у нас не будет детей, то мы расходимся”. В браке не может быть “если”. Это безусловный дар, дар любви. А в любви не может быть “если”. Это Мы отдаем жизнь, и Христос говорит: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. И Он это сделал. Он отдал всю свою жизнь ради нашего блага. Брак есть подражанием Христу. Я отдаю всю свою жизнь другому человеку. Несмотря ни на что.
Вы спрашиваете, большой ли это грех. Я никого не могу лично осудить. Сейчас мы можем вспомнить много людей, живущих в гражданском браке. Но если говорить о грехе, нужно понимать, что он есть, если совершен сознательно и добровольно. Например, у людей не было сознания того, что необходимо просить благословения у Бога. Но в момент, когда они это осознают, но продолжат жить, как раньше, это уже становится грехом.
— Могут ли вступать в брак вдовцы?
Да, и это единственный случай, когда вы могли видеть человека, венчающимся второй раз, потому что в начале наших встреч мы говорили о том, что Таинство, как и бытие, существует тогда, когда есть соединение материи и формы. А материя этого Таинства — муж и жена. В момент смерти материя прекращает существовать. И Таинства больше нет, оно прекращается в момент смерти, поэтому вдовец или вдова могут вступить в следующий брак.
о. Мачей Русецкий ОР
встреча “Размышления об основах веры”
Расшифровка и обработка текста: Юлия Иванова