Для многих (особенно для молодежи нашего прихода) это расставание будет грустным. Мы благодарим Бога за служение о. Войчеха и за все дары, которые мы получили через него.
Пусть интервью, которое о. Войчех дал Юлии Ивановой для нашего сайта 2 года назад, станет поводом для размышлений о Призвании и священническом служении.
Отец Войчех, расскажите о себе.
— Я родился на юге Польши, недалеко от Кракова. Мое детство и юность были самыми обычными. Моей мечтой было поступить в Академию Художеств, я чувствовал, что это мое призвание. В детстве и юности я занимался живописью, занимаюсь и сейчас, пишу картины и иконы, но в последнее время на это не хватает времени, ведь икону не напишешь в перерыве между обедом и молодежной встречей… Потом я задумался о призвании к семейной жизни, и понял, что если стану художником, то мне будет не прокормить семью. Это была одна из причин, почему я пошел не в Академию Художеств, а в медицинское училище и стал физиотерапевтом. По окончании я проработал год на отделении внутренних болезней в больнице в Новом Тарге. Этот город — районный центре региона Подхале, в 25 км от Закопане. Через год я поступил в Доминиканский Орден.
— Что Вас подтолкнуло к этому решению?
— Встреча с Господом. До этого моя духовная жизнь была такая же, как у обычного молодого человека в Польше: моя семья верующая, все католики, мама до того, как вышла на пенсию, была катехизатором и преподавала Закон Божий в школе. Но в подростковом возрасте я не видел ничего интересного в Церкви, не находил там ответов на свои вопросы. Я искал эти ответы в искусстве, литературе, любви, дружбе, — где угодно, но не в Церкви.
Однажды я случайно поехал на молодежную встречу в Леднице во время паломничества Иоанна Павла II. Папа пролетел на вертолете над собравшейся молодежью, приветствуя и благословляя всех собравшихся в Леднице. Но не это оказалось для меня самым важным.
Главным оказалось исповедание веры во время этой встречи, когда я сказал: “Избираю Тебя, Христе, своим Господом и Спасителем”.
— Немного протестантская формулировка?
— Формулировка общехристианская, просто протестанты ее чаще используют, потому что у них нет Таинств в нашем понимании, и они особо нуждаются в таких знаковых моментах. У нас есть Таинства, мы входим в христианскую жизнь через Таинства — Крещения, Миропомазание, Евхаристию. Так же с харизматической молитвой: когда нет “обычных” каналов для действия благодати, как например, в Таинстве Елеопомазания, то появляется молитва исцеления. У нас есть все Таинства, поэтому мы в Католической Церкви не так часто используем харизматическую молитву.
— И что же изменило в Вашей душе это исповедание веры?
— В тот момент я встретил Господа. Стать монахом, священником я решил не тогда, потому что на тот момент не очень представлял себе, что это такое. Но я решил отдать всю жизнь Господу, хоть и не знал, в какой форме это будет. Все изменилось за одну ночь. Когда я вернулся домой, я был другим человеком. Мне было 22 года. Через год я вступил в Доминиканский Орден.
— Почему именно в Доминиканский?
— Прежде всего потому, что это был единственный Орден, который я знал. Я хотел понять волю Божию, найти свое призвание и купил книжку “Словарь мужских и женских монашеских конгрегаций”. Когда я дошел до Сестер Матери Терезы, я понял, что они мне тоже нравятся. Я был готов присоединиться даже к ним, если бы только это было возможно. Тогда я работал в больнице и учился на заочном отделении библиотечного факультета. Как-то я пришел помолиться в доминиканский храм в Кракове, и принял решение сделать первый шаг, а потом смотреть по плодам. Пойти к доминиканцам, и если будут плоды Святого Духа — покой, радость — то можно делать следующий шаг. И так постепенно я делал эти шаги. На сегодняшний день последний из таких шагов — мой приезд в Петербург.
После рукоположения я два года работал в Щецине со студентами и потом два года учился в Риме в Папском Восточном Институте, где написал диссертацию по теме: “Экклезилогия Николая Афанасьева”.
— То есть речь идет о восточном понимании Церкви?
— О понимании Церкви именно Афанасьевым, ведь в восточной традиции существует много точек зрения, у них нет Конгрегации вероучения. Диссертация посвящена термину “католический” или “кафолический” в письмах Афанасьева. “Католический” и “соборный” — не всегда одно и то же. Я критически взглянул на учение Афанасьева.
Мне кажется, что наше понимание “католичности” более широко, оно включает в себя весь мир, это вселенское измерение Церкви. Для Афанасьева же “кафолический” — значит поместный, и он считает, что каждая поместная церковь имеет все, что нужно для Церкви в целом. В его видении нет места для Папы Римского. Слова Христа, обращенные к апостолу Петру: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее”, некоторые православные богословы трактуют так, что речь идет, якобы, не о Петре как личности, а о вере апостола.
— Собираетесь ли Вы продолжать учебу?
— Да, я хочу начать докторскую диссертацию. У меня уже есть научный руководитель, о. Яцек Салий ОР. Тема — “Актуальность богословия Александра Бухарьева”. На него часто ссылался о. Александр Мень, все его богословие культуры восходит к Бухарьеву. Кстати, последние годы своей жизни богослов жил в Ярославле, куда был сослан Зигмунт Фелинский.
— Вы интересуетесь историей нашего прихода?
— Перед тем, как приехать сюда, я прочитал много из того, что касается истории нашего прихода. Особенно мне близка св. Урсула Ледуховская. На мой взгляд, она очень современна и актуальна для сегодняшнего дня. Св. Урсула — хороший пример для подражания, особенно для женщин.
— Приятно слышать, что приход св. Екатерины Вы уже называете своим. Как случилось, что Вы приехали в Россию?
— С тех пор, как я в Ордене, я всегда хотел приехать в Россию, Белоруссию или на Украину. Первый раз я подумал о приезде в Россию, когда был в новициате. Когда я учился в школе, и нас заставляли учить русский язык, я не мог представить, что когда-нибудь приеду работать в Россию. Как, впрочем, никогда не думал и о том, что стану священником.
Первая причина моего приезда в Россию не в том, что мне здесь что-то нравится (мое более глубокое знакомство с Россией началось уже после того, как я понял, что хочу сюда приехать). Я чувствую, что Россия — это часть моего призвания, к этому служению призывает меня Господь. И само стремление приехать сюда исходит не столько от России, сколько от Христа.
Бывает так, что миссионеры едут в какую-то страну, потому что она им нравится. Если провинциал вдруг скажет им: “Поедете в другую страну”, они бы отказались, потому что им нравится именно та страна. Но мне кажется, что к призванию надо подходить иначе: мы хотим поехать туда, где нужна наша помощь.
Вместе с настоятелем и провинциалом мы сделали испытание совести и пришли к выводу, что на данный момент моя помощь нужна в России. Может быть, через десять лет станет ясно, что моя помощь нужна в Финляндии или на Тринидад. Тогда буду учить финский или креольский.
Конечно, мне нравится Россия. Но это не первая причина. В начале — встреча со Христом, который тебе, как Филиппу, говорит: “Иди, потому что по этой улице будет ехать евнух эфиоп”. Филипп встает и идет не потому, что ему нравилась Эфиопия или эта улица, это его миссия.
— И все-таки, что Вам нравится в России?
— Начну с природы.
— Какой именно, ведь Россия огромна?
— Северной. Нравятся люди. То, что они стремятся к Богу. Не все, конечно. По-моему, на духовном уровне люди не так сильно отличаются друг от друга, скажем, итальянцы от русских или поляков. Нравится литература, особенно Бродский, это мой самый любимый поэт.
— Немного преувеличивая, можно сказать, что в России люди делятся на тех, кто любит Толстого и тех, кто любит Достоевского…
— Мне больше нравится Достоевский. Они оба замечательные писатели, существует много подходов к литературе, но Федор Михайлович больше пишет о внутреннем мире, а Лев Николаевич — о истории и роли человека в ней. Еще очень нравится поэзия Серебряного века. У меня мало времени, чтобы читать Толстого и Достоевского!
— Вы сказали, что приехали в Петербург, поскольку здесь, как Вам кажется, нужна Ваша помощь. Как она будет выглядеть?
— Об этом мне уже сказал отец настоятель! Встречи с катехуменами по четвергам — подготовка взрослых к Крещению; встречи с родителями по воскресеньям во время занятий у детей: тематика будет семейная, тема первой встречи “Христос как воспитатель”. Я буду также вести занятия с родителями, чьи дети готовятся к Первому Причастию.
— Это что-то новенькое…
— Да, такого раньше не было. Предполагается, что это будет катехизация родителей, помощь в возрастании веры для них. Так складывается, что в этом году я буду вести занятия для взрослых. Еще я думаю о том, как обеспечить постоянную формацию для супругов, что-то вроде домашней церкви или “Equipes Notre-Dame”. Пока мы ищем форму. Вначале сделаем реколлекции, потом посмотрим. Мне кажется, есть несколько пар, которые в этом нуждаются.
Беседовала Юлия Иванова
Фото: Евгений Мартынович, Надежда Бакина
Мы еще раз благодарим о. Войчеха, заверяем его в своей молитве и желаем обилия Божией благодати в его новом служении.