— Владислав, как Вам удалось стать лучшим выпускником РГПУ им. Герцена?
— В нашем университете обучается 21 000 студентов, и каждый год выпускается несколько тысяч выпускников. Уже несколько лет по результатам конкурса, который проходит в Университете, выбирают лучшего выпускника.
Конкурс проходит следующим образом. Будущие выпускники предоставляют свою характеристику, копии документов, подтверждающих их достижения. Их кандидатуры разбирают в Учебно-методическом объединении (УМО), а затем документы самых лучших оказываются на столе у ректора. В дальнейшем ректор – сейчас это Валерий Павлович Соломин – определяет лучшую кандидатуру.
— Выбирают всего одного человека?
— Да. Выбирают всего одного человека. Вне зависимости от факультета или специальности.
— Догадываетесь, почему именно Вам выпала такая честь?
— Я не ожидал, что это будет так. Когда мне позвонили и сообщили об этом, я немного растерялся, смутился. Я думаю, что это благодаря моей научной работе. Потому что у меня порядка десятка научных публикаций, в том числе в изданиях, включенных в список ВАК. Это и подтверждение научных достижений, потому что почти все пять лет, что я учился в университете, я помогал в организации студенческой науки университета, как председатель совета СНО (Студенческого научного общества), ну и пробовал заниматься ею сам. За время обучения был награжден медалью «За преданность науке» и различными дипломами.
— В каком направлении Ваша научная деятельность?
— Это неразрушающие методы исследований каменных памятников Санкт-Петербурга. Как мы знаем, памятники у нас активно разрушаются и необходимы методы, чтобы контролировать эти разрушения и, по возможности, их предотвращать.
Первым проектом, которым мне посчастливилось заниматься стала разрушенная ваза в Летнем саду, которая распалась. Необходимо было провести исследования для Русского музея. В дальнейшем я этой темой заинтересовался и порядка четырех лет мы проводили усовершенствования существующих методик, путем внедрения туда двух инновационных методов: ультразвуковое зондирование и 3D-сканирование памятников.
— Получается, что все исследования носят важный и прикладной характер.
— Они практичны по своей сути. Потому что это разработка не теоретических положений, а скорее — практических методик проведения исследований. Сейчас методика ультразвукового зондирования будет представлена на выставке научно-технического творчества молодежи (НТТМ) в Москве на ВВЦ в конце июня — начале июля.
— Знали ли присуждающие Вам звание лучшего выпускника, о Вашей активной религиозной позиции, о Вашем вероисповедании? Помогает ли вера Вашей научной деятельности? Или это два параллельных мира?
— Я считаю, что нельзя веру отделять от нашей жизни. Потому что она и является нашей жизнью! Наш путь веры – это наше путешествие по жизни. Это наша дорога, по которой мы идем вместе со Христом. Если мы это разделяем, то мы становимся немного шизофрениками. У нас появляется двойная жизнь. В церкви я один, а в университете я другой. Я никогда не разделял этих понятий. И также никогда не скрывал, что я католик, хотя иногда это и приводило к неприятным последствиям. Совсем недавно, когда я узнал результаты госэкзамена, то громко сказал: «Ну, теперь можно идти спокойно в церковь помолится»! Это было в праздник Вознесения Господня. Для меня это абсолютно нормально.
Когда говорят «Влад, ты как бы религиозный человек, занимаешься наукой, а Католическая Церковь она. Вроде против науки», то в ответ у нас всегда есть пример великого доминиканца святого Альберта Великого, который является основателем естествознания. Действительно, множество ученых, которые были священниками, религиозными людьми добились высоких достижений в науке и стали основоположниками многих направлений, в том числе и в геологии, которой я занимаюсь. Это, например, блаженный Николя Стено, который основал стратиграфию.
Если говорить о том, помогает ли вера в науке или она мешает, то я всегда говорю о том, что она только помогает. Потому что, чем больше мы верим, тем полнее мы пытаемся понять окружающую нас реальность. И через познание красоты того что нас окружает, мы познаем красоту и величие Творца, который все создал для нас, чтобы мы в этом мире могли жить.
Всегда когда тяжело нужно сохранять молитвенное настроение, чтобы быть вместе с Богом, чтобы Он мог нам помочь, потому что если мы от него закрываемся, то и Он не сможет оказать нам какую-либо поддержку.
— Владислав, красный диплом в кармане, университет закончен. Что дальше?
— На самом деле для меня это уже второй красный диплом. Первый это был за начальное профессиональное образование, которое я получил в католическом училище в Гатчине у салезианцев.
— А на каком отделении?
— На полиграфии. Я полиграфист. Могу сказать, что это явилось важным шагом в достижении красного диплома в университете и достижении звания лучшего выпускника. Потому что началась моя деятельность на кафедре с того, что я помогал делать книжки. За счет своих способностей в полиграфии я и попал в коллектив кафедры. В дальнейшем на меня посмотрели как на возможного научного работника.
А что дальше? Наша епархия предложила мне участвовать в конкурсе для обучения в Папском университете «Ангеликум» и к большой радости мне сообщили, что эта возможность мне была предоставлена, и я буду учиться в «Ангеликум» в течение ближайших двух лет по программе «Социальное лидерство для стран Восточной Европы».
Я считаю, что это определенный ответ от Бога, потому что я просил каких-то знаков или направлений. «Ангеликум» для тех, кто ходит в храмы доминиканцев, для тех кто общается с доминиканцами – это особое место. Потому что это и университет, и также доминиканский монастырь. И доминиканцы там являются преподавателями. Поэтому для меня особо интересно поехать в этот университет. Это как исполнение мечты!
— Успехов Вам в дальнейшем обучении!
— Спасибо большое и вам дальнейших творческих успехов!
Фотографии из личного архива В. Шахова
Беседовал Михаил Фатеев