Помните портрет Ф.М.Достоевского, что висел в классе литературы? Где длиннобородый гений, сложив руки, задумчиво смотрел мимо зрителя? Хотите познакомиться с другим Достоевским? С большеглазым, лукавым, страстным? С любящим Достоевским. Любящим жену. Любящим игру. И какая любовь больше? Там, далеко, спокойная преданная жена. Здесь рядом – страсть игры («расчет, только расчет, Аня» — пытается он уверить жену, спуская все до последней монеты на рулетке). День за днем он ведет разговор с женой, то посмеиваясь, то чуть не плача рассказывает о прожитом дне.
Достоевский приехал в Германию в надежде выиграть деньги в рулетку. Деньги ему нужны. Очень нужны. В Петербурге его ждут кредиторы, и всю свою надежду писатель кладет на зеленый стол. Ведь если играть спокойно, с расчетом, не торопясь, не рискуя, можно очень много выиграть – делиться он с Аней своими планами. «Спокойно»- кажется, это слово не про него. Говорит-то он спокойно, а вот руки уже предательски подрагивают, пересчитывая деньги, и глаза лихорадочно блестят- куда спрятать остальные. Спрятать? От кого Вы их прячете, Федор Михайлович? Немецкой прислуге не доверяете? Или.. Или же знаете свою натуру, как бы Вы не пытались убедить жену в обратном, знаете, что страсть уже захватила Вас, и боитесь, боитесь одним махом проиграть все, прячете, от самого себя? Ох, поди разберись!
Достоевский – классик. Без сомнения. Это мы знаем точно, усвоили еще в школе. Знаток человеческой природы. Но он стоит передо мной, проигравшийся, заложивший все ценное, что у него было с собой, и с такой угрозой в голосе говорящий Ане о своей любви к ней, что мне делается страшно. Игра на моих глазах уродует его, искажает его чувства. Деньги, деньги – все крутится вокруг них, но уже не понятно, зачем они нужны ему – оплатить долги? Или чтобы снова кинуться к столу и следить взглядом за крутящимся шариком?
Деньги.. Я помню, что он писал свои романы постранично, потому и возникала путаница порой с именами героев, он спешил – спешил заработать. Но как удивительно все же слышать, как он говорит своей жене, своей стенографистке, что все будет хорошо, потому что вот он вернется, и напишет новую вещь, посильнее «Преступления и наказания». Как? И это – замысел нового гениального произведения: «написать вещь посильнее «Преступления и наказания» и заплатить, наконец, долги»?!
А долгов было много! Вот, он должен уже и своей Ане, трижды высылавшей ему денег на оплату счетов в гостинице и обратную дорогу (и трижды он проигрывал эти деньги). «Ведь я твой муж!»- кричит он ей, а сам исподтишка начинает прикидывать, много ли дадут в ломбарде за обручальное кольцо. Не потому ли он смог так глубоко раскрыть человеческую природу в своих произведениях, что был измучен своей, что не мог справиться со своими собственными страстями.
Любящий и нежный в начале, он становится угрюмым, обвиняющий, жестоким, пока, выжженный полностью, не превращается в маленького, скорчившегося на столе человека, завернувшегося в зеленую скатерть. И тут, когда мое сердце уже не выдерживает, когда я чуть не кричу ему – уезжай, уезжай уже!- появляется она. Аня. Жена. И становится тихо и спокойно. И в глазах ее – едва заметная улыбка. А на устах – слова о любви.
И если Вы хотите познакомиться с Достоевским, таким Достоевским, приходите на малую сцену театра им. Комиссаржевской, на спектакль «Любящий тебя Достоевский».
Надо только набраться смелости (или наглости?) и войти в интимное пространство, где единственный желанный зритель, слушатель – Анна, с которой страдающий, мучающий и мучающийся человек ведет ежедневный разговор, полный искренности (и да, не забудьте про лукавство!). Впрочем, он охвачен любовью. Он не заметит Вашего вторжения.
Надежда Бакина