Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные народа Божия!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!
Память о Христе, пострадавшем, отдавшем Свою жизнь на кресте и воскресшем, да наполнит наши сердца в эти дни Страстной Недели и Пасхи!
Крестный путь, Via Crucis, — это, наверное, одна из самых трогательных молитв не только времени Великого поста, но и всего года. Следуя за Христом, мы стремимся смотреть на Него взглядом Марии, Богоматери, Его Матери. Крестный путь становится для нас призывом «следуй за Мною», который некогда услышали апостолы, ученики и женщины, последовавшие за Христом. Они пошли за Ним, неся себя и свою жизнь, свои радости и горести, неся свой крест, памятуя слова Иисуса: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16, 24-26).
Если мы следуем за Христом, неся свой крест, мы получаем возможность ответить на эти вопросы Христа и обрести радость и общение со всеми, кого Христос призывает идти за Собой. Однажды Эдит Штайн, будущая святая кармелитка Тереза Бенедикта Креста, услышала от своего знакомого слова: «Если мы раз вступим в общение со Христом, то потом Он Сам поведёт нас, куда хочет! Обратимся к Церкви, я не могу больше ждать!» И Эдит, услышав эти слова, проникнутые любовью, подумала: «Это моя встреча с Крестом, с той божественной силой, которую Крест даёт несущим его. Впервые мне видимым образом является Церковь, рождающаяся от Страстей Христовых и побеждающая смерть».
Крестный путь — это также вершина нашего пути святости. Папа Франциск пишет в своём Апостольском увещевании «Радуйтесь и веселитесь» о призвании к святости в современном мире: «На пути к святости умножение добра, духовное созревание и рост любви — это лучший противовес злу. Никто не сможет сопротивляться ему, если решит остаться в мёртвой точке, если удовлетворится малым и откажется от мечты с большей самоотверженностью отдать себя Господу. Хуже того, если он заразится духом пораженчества, поскольку тот, кто без уверенности вступает в битву, уже наполовину проиграл её и хоронит свои таланты. Христианский триумф — это всегда крест, но крест — это одновременно и знамя победы, его несут с воинственной нежностью навстречу натиску зла» (GE 163).
Крестный путь — это самый простой способ нести свой крест. Для этого не нужно особых сил или достоинств. Нам необходима только простота сердца Симона Киринеянина, который после, наверное, многих часов тяжкого труда не отказался понести тот первый крест вместо Христа и вместе с Ним.
Может быть, именно о нём думал Павел, когда писал своим друзьям, христианам в Филиппах: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2,5-8).
Христос призывает нас жить этой же любовью по отношению к Нему, к себе самим, к другим людям, ко всему творению. Симон Киринеянин открыл для себя в тот момент, что Христос — это личность, отношения с которой являются обителью, жилищем, прибежищем, где мы можем пребывать, жить, укрываться: придите ко Мне, — говорит Иисус своим ученикам, — и отдохните немного, ибо Моё иго легко, и бремя Моё сладостно (ср. Мф 11,28-30).
Симон Киринеянин — это первый, кто уподобился Христу в Его совершенной отдаче Себя на кресте. Симон был тесно связан с крестом Христовым узами любви, он мог предчувствовать эту вершину свидетельства Иисуса, которая произошла в Его отдании Себя Отцу ради спасения мира. «Когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин 8,28). «Я — Господь»: эти слова, которые часто повторяются в Ветхом Завете, теперь произносит Иисус, Богочеловек, распятый на кресте, сказавший о Себе: «Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец» (Ин 8,28).
В этом полном даровании Себя вплоть до смерти Бог доходит до высшей точки Своего участия в деле спасения мира. В крестной жертве Иисуса вовлечённость Бога в жизнь человека достигает своей кульминации, из которой следует освобождение не только от политических властей, но и вообще от всех космических сил рока, от уз греха, от чуждости Богу, от вынужденной обороны, от агрессии, от убийства, от ввержения в суетное и преходящее и, наконец, от смерти. И это стало возможным, потому что они преодолевались не извне и не сверху, а изнутри, через то, что Бог уничижил Себя Самого в Сыне, став послушным даже до смерти.
Крестный путь — это также богослужебное действие, благочестивое почитание креста, которое делает жертву Христа присутствующей здесь и сейчас. Таково христианское понимание памяти. Об этом прекрасно говорит православный богослов о. Александр Шмеман в своих размышлениях о Великом посте: «Память являет нам, что “смерть и время царят на земле” (В.С. Соловьев). Однако именно потому, что память присуща только человеку, христианство в ней имеет свою основу, ибо в сердцевине его — память об одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине и тьме которой нам было сказано: “Сие творите в Моё воспоминание”.
И вот, происходит чудо! Мы вспоминаем Его, и Он здесь, не как туманный образ прошлого, не как грустное “никогда больше”, но с такой силой присутствия, что Церковь может вечно повторять то, что сказали ученики после Его явления в Еммаусе: “не горело ли в нас сердце наше?” (Лк 24,32). Природная память есть, прежде всего, “присутствие отсутствия”, ибо, чем более тот, кого мы вспоминаем, “присутствует”, тем острее боль его отсутствия. Но во Христе память вновь получила силу исцелять время, разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого богослужебного празднования, этого богослужебного “сегодня” является именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоит в центре богослужебного празднования литургического “днесь”» (Александр Шмеман, Великий пост, гл. 4).
Однако, не будем забывать, что Крест неотделим от Воскресения! Готовность идти до конца позволила Иисусу войти в тайну Воскресения! Тот же гимн Христу из послания к Филиппийцам провозглашает: «Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2,9-11).
То, что произошло на Кресте и до сих пор происходит в памяти Церкви в Крестном пути, историческое и подлинное событие уничижения Иисуса Христа, является одновременно Его возвышением, вознесением превыше всего остального: Крест непонятен без света Воскресения. Раб на кресте — это Господь воскресший. Бог Отец воскресил Иисуса Христа и невероятным образом вознёс Его превыше всех небес, чтобы Он наполнил Своим присутствием всё и вся, как говорит послание к Ефесянам: «Тот, кто нисходил, Он же и взошёл превыше всех небес, чтобы всё наполнить Собою» (ср. Еф 4,10; Ев 1,4; Мф 28,18). Это вознесение, прославление, возвышение подобает, то есть соответствует имени Иисуса, потому что теперь стало очевидно, что Иисус есть Христос Господь. Как божество Иисуса неотделимо от Его уничижения, так и Его вознесение, господство, царствование неотделимо от Его прославления, «дабы всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Возлюбленные братья и сёстры!
Крестный путь позволяет нам вновь погрузиться в любовь Христову, которая объемлет нас и побуждает жить братской любовью общения Церкви, чтобы свидетельствовать о ней ради блага наших братьев. Призываю всех вас должным образом подготовить и пережить в ваших общинах благочестивую практику Крестного пути — величайшее богатство традиции Церкви.
Настоятельно приглашаю всех, кто имеет такую возможность, принять участие в процессиях Крестного пути, которые пройдут в Москве по улицам вокруг Кафедрального собора в субботу 13 апреля в 15.00 и в Санкт-Петербурге по территории прихода Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы в Вербное Воскресенье, 14 апреля, в 15.00.
Вершиной литургического года является Священное Пасхальное Триденствие. Начало этих трёх дней задаёт особая Литургия, знаменующая единство поместной Церкви вокруг своего епископа в едином общении всей Церкви.
Призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, принять участие в Святых Мессах освящения мира и благословения елеев, которые состоятся: в Санкт-Петербурге — в Великий Понедельник, 15 апреля, в 11.00 в соборе Успения Пресвятой Девы Марии, в Москве — в Великую Среду, 17 апреля, в 11.00 в Кафедральном соборе и в Калининграде — в Великий Четверг, 18 апреля, в 10.00 в приходе Святого Семейства.
Дорогие братья и сёстры!
В эти самые важные дни литургического года обратим наши мысли и молитвы к нашей скорбящей и ликующей Матери, Марии, чтобы в наших сердцах вновь родилось исполненное любви желание подражания Христу, Сыну Божию, родившемуся от Неё.
Пусть память о Христе, пострадавшем на кресте, погребённом и воскресшем, наполнит наши сердца пасхальной радостью и вселит в них твёрдую надежду на жизнь вечную: Ave crux, spes unica. Пусть наше христианское призвание станет свидетельством рвения, страсти ради славы Иисуса Христа Господа нашего (ср. 1Кор 8,6; Ин 13,13), чтобы достичь нашей отчизны на небесах. Аминь.
Христос воскрес! Воистину воскрес!
И благословение † Отца и † Сына и † Святого Духа да пребудет со всеми вами и да сопровождает вас всегда.
† Павел
Из Москвы, 25 марта 2019 г., в Торжество Благовещения