Сегодня праздник апостола Варфоломея, о котором мы не имеем никаких достоверных сведений, кроме его имени. Но Церковь и литургия отождествляют его с Нафанаилом, поэтому мы и читали сегодня отрывок из Евангелия от Иоанна о призвании Нафанаила. В призвании Нафанаила можно увидеть пример всякого призвания. Оно начинается со скептицизма. Подобно апостолам Петру, Павлу и Фоме, Нафанаил сомневается: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин 1, 46). Так часто бывает с великими призваниями в Церкви: они начинаются не с веры, а с сомнения. В Евангельских текстах мы нередко обнаруживаем: чем больше сомнения, тем яснее потом исповедание веры. Вера, которая прошла через сомнения, становится крепче. Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20, 28). Нафанаил первый из апостолов говорит Иисусу: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (Ин 1, 49). Наша вера опирается на веру апостолов, и особенно на веру тех апостолов, которые испытывали сомнения: Фомы и Варфоломея (Нафанаила). Сомнения являются дверью к более глубокой вере, поэтому не надо их бояться, но надо видеть в них призыв Бога идти дальше.
Нафанаил как раз и соглашается следовать дальше. Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри» (Ин 1, 46), и, как ни странно, Нафанаил соглашается пойти с ним, хотя только что выразил свой скептицизм. Этот эпизод показывает нам, что вера начинается не с акта разума, но с движения нашей воли, с нашего желания. Верить – это, прежде всего, доверять и следовать, даже если мы не всё понимаем. Когда Нафанаил начинает этот путь, он обнаруживает, что Христос уже знает его: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин 1, 48). Это другая черта призвания: не мы ищем Бога, но Бог ищет нас. Как в притче о блудном сыне: возвращаясь домой, сын обнаруживает, что отец уже вышел ему навстречу. Так было с самого начала мира: не человек ищет Бога, но Бог ищет человека. В начале книги Бытия после грехопадения Бог ищет Адама в эдемском саду и спрашивает у него: «Где ты?» (Быт 3, 9). Так бывает и в нашей жизни: когда мы начинаем путь к Богу, то обнаруживаем, что Бог уже вышел нам навстречу, что Он уже посетил нас, что Он знает нас гораздо лучше, чем мы сами знаем себя.
В призвании Нафанаила есть и третья черта. Христос говорит ему: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1, 51). Этими словами Иисус напоминает о том событии Ветхого Завета, когда Иаков увидел во сне лестницу, соединяющую небо и землю, по которой восходили и нисходили ангелы Божии (Быт 28, 12). Это так называемая «лестница Иакова». После грехопадения Адама общение между небом и землей было прервано, «лестница Иакова» символизирует восстановление общения между небом и землей, между Богом и человеком. Ангелы восходят к небесам, вознося молитвы человечества, и спускаются, неся благодать Божию. На самом деле «лестница Иакова» – символ Христа, единственного Посредника между Богом и человечеством. Призвание апостола – содействовать этому примирению между Богом и человеком, продолжая миссию Христа.
По ходатайству святого Варфоломея, попросим Господа, чтобы Он помог нам не бояться наших сомнений, но с доверием следовать за Христом, который знал нас еще до нашего рождения и призывает каждого из нас продолжать Его миссию на земле. Аминь.
Иакинф Дестивель, ОР