В сегодняшнем отрывке Евангелия Христос объясняет, что значит прощать. Петр спрашивает Его, сколько раз можно прощать брату, согрешающему против него, и предлагает прощать до семи раз. Христос отвечает: не до семи, но «до семижды семидесяти раз». Христос не случайно использует эти цифры. В книге Бытия Ламех объявляет, что за его убийство мщение будет совершено не в семь раз, но семьдесят раз по семь. Он произносит ужасные слова: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт 4, 23-24). Можно сказать, что Ламех, используя эти цифры, гордится тем, что мщение за него будет бесконечным: семь раз значит совершенство, а десять раз – как десять заповедей, нарушая которые, брат мой может обидеть меня в каждый из семи дней недели. Повторяя эти цифры, Христос подчеркивает бесконечность уже не мщения, а прощения. Когда речь идет о прощении, не надо считать.
Прощение находится на другом уровне, чем счет. И чтобы показать это, Иисус рассказывает притчу о царе, который захотел сосчитаться со своими рабами. Приходит некто, который был должен ему 10 тысяч талантов. Для того времени 10 тысяч талантов – огромная сумма. Налоги всей Галилеи во времена Иисуса составляли только 200 талантов в год. Так что 10 тысяч талантов – это больше, чем богатство всех современных олигархов. Тем не менее, царь согласился простить этот долг. И вот тот же раб, выйдя от Государя, отказывается простить своему товарищу долг в 100 динариев. А 100 динариев – это мизерная сумма, сравнимая с десятью рублями для нас.
Рассказывая эту притчу, Христос дает нам три поучения о том, чем является прощение. Во-первых, используя эти символические цифры, Он подчеркивает бесконечность прощения. Ветхий Завет полон историй о мщении. Даже Господь в Ветхом Завете представляется иногда как Бог мщения. И все мы знаем, что желание мстить глубоко укоренено в человеческом сердце: «Если ты со мной так поступил, то и я тебе отвечу тем же!». В Библии находим даже такой закон: око за око, зуб за зуб. И это уже был прогресс по сравнению с подходом Ламеха, для которого мщение не имело границ. Ветхий Завет под влиянием пророков постепенно ограничивает мщение и не только ограничивает, но и представляет Бога не как Бога мщения, но как Бога милосердия. Как мы слышали сегодня в псалме: «Щедр и милостив Господь, долготерпеливый. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс 103 (102), 8. 3). А если Бог прощает, нам тоже надо прощать.
Почему нужно прощать всегда? Разве можно простить человека, который убил ребенка? Здесь находится второе поучение Христа. Нам надо прощать, невзирая на серьезность обиды, потому что Бог простил нас самих. Как мы молимся: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И как мы слышали сегодня в первом чтении: «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения» (Сир 28, 2-3). Наш долг по отношению к Богу гораздо больше, чем долг других людей по отношению к нам. 10 тысяч талантов – огромная сумма, но это ничего по сравнению с даром Бога каждому из нас. Мы получили от Бога в дар жизнь, весь сотворенный им мир. Мой долг Богу – это не только мои грехи, но все, чем я являюсь и все, что я имею: моя жизнь, мой ум, мои таланты, мои близкие и друзья. Каждую минуту Господь дает нам гораздо больше, чем эти 10 тысяч талантов. Каждый человек, даже очень больной или самый ужасный грешник стоит гораздо больше, чем все золото мира. Нам надо осознать этот великий дар. Только осознавая его, можно научиться прощать. Прощать – это прежде всего созерцать прощение Бога. Это не слабость, это значит поступать как Бог.
Господь преподает нам сегодня и третий урок. Прощение – это акт нашей воли. Иногда нам кажется, что если мы не испытываем положительных эмоций по отношению к человеку, которого простили, значит нам не удалось его простить. Для нас важно желать простить и выразить это желание Богу. Но только Господь может исцелить раны нашей души и помочь нам примириться. Нам самим это иногда не под силу. Мы должны делать все, что в наших силах и уповать на Божие милосердие и помощь. Тогда мы обнаружим, что прощение преображает нас самих и наших ближних. Я хочу закончить цитатой из Жана Ванье: «Мы часто говорим: я буду тебя любить, если ты изменишься. Но вернее сказать: если я тебя буду любить, ты изменишься, и я тоже». Пусть Господь научит нас прощать и себя, и других, ибо Он первый простил все наши грехи. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР