Архиепископ Жан-Луи Брюгес: «Сейчас самое главное  – это крепость в вере»!

bruges

— Владыка, до того как Вы стали епископом, Вы принадлежали к Ордену проповедников. Остается ли сейчас какая-то связь с Орденом?  Присутствует ли  доминиканская составляющая в Вашей жизни?

— Когда я стал епископом — это сильно изменило мой образ жизни, потому что я вступил в доминиканский Орден, чтобы жить в общине, в братском общении. Сейчас же я оказался в одиночестве. Я живу в Ватикане, один в квартире. Меня освободили от обета послушания,  который я дал, вступая в Орден. Тем не менее, я стараюсь как можно чаще бывать в доминиканских монастырях. И я по-прежнему чувствую себя доминиканцем.

— Некогда Петербург был центром католического образования всей Российской империи. Здесь были академия, семинария, католические школы… Что необходимо сделать, чтобы произошло возрождение в области католического образования в нашем городе?

— Действительно, Петербург больше не столица империи. Тем не менее, город остается культурной столицей России. Очень важно, чтобы Католическая Церковь присутствовала в Петербурге. Наши заботы и усилия не должны быть связаны только с историей, потому что раньше здесь активно развивалась Католическая Церковь. Призвание современных католиков – найти воплощение своей веры в культуре, в первую очередь, это касается Петербурга, культурной столицы.

Особенность христианства заключается в том, что всегда все начинается с маленького зернышка, которое потом разрастается. Всегда необходимо помнить, что Церковь началась всего с двенадцати апостолов. А сегодня христиане составляют 1 миллиард 300 миллионов человек. Поэтому не стоит терять надежду из-за того, что в Петербурге маленькая Церковь. Я убежден, что местная католическая община в будущем возрастет. Что для этого нужно? Во-первых, необходимо быть верными Евангелию. Во-вторых, любить Церковь так же, как мы любим свою мать, ведь Церковь — наша Мать. В-третьих, нужно быть компетентными в вопросах католического вероучения. Для этого необходимы значительные усилия в плане учебы и образования.

В современном обществе компетентность стала самой главной ценностью. Мы хотим видеть врачей, авторитетных в своей области, архитекторов, являющихся специалистами в вопросах строительства. Христианин должен быть не только хорошо образован в вопросах своей веры, но и быть готовым воплощать ее  в культуре.

Я приехал в Петербург, чтобы явным образом показать семинарии, что Рим заботится о ней, и она важна для него. А так же, чтобы поддержать руководителей семинарии в тех больших усилиях, которые они предпринимают для образования семинаристов. Например, сейчас в семинарии обучается около 10 студентов, им читают лекции около 30 преподавателей не только из Санкт-Петербурга, но и из других стран. Есть ли где-нибудь в России столь представительный профессорско-преподавательский состав для такого количества студентов — в пропорции 3 преподавателя на одного студента?!

— Все сейчас говорят о кризисе призваний. В какой-то степени это видно и в России. В год основания семинарии «Мария Царица Апостолов» на первый курс поступило около 20 студентов. Сейчас на всех курсах обучается лишь шесть епархиальных клириков? Почему такое происходит?

— Кризис призваний – не имеет всемирного характера. Действительно, есть страны, где наблюдается уменьшение количества призваний к священству. Но есть страны, где, наоборот, число призваний растет. Например, совсем недавно в Риме мы принимали епископов из Центральной Америки, которые рассказали, что у них за последние десять лет число семинаристов выросло в два раза. Мало того, даже в одной стране ситуация может быть различной. Например, в Испании есть семинарии, которые практически пусты, но есть и семинарии, которые переполнены. Так в Мадриде, столице страны, есть семинарии, в которых обучается по 185 семинаристов.

Тем не менее, кризис призваний есть. Мне кажется, что он имеет две основные причины. Во-первых, это секуляризация западного общества. Религия потеряла свою общественную значимость и стала частным делом. Поэтому общество не только не поддерживает призваний, но, напротив, критикует такой выбор жизненного пути. Во-вторых, призвания всегда поддерживала набожность христианских общин. Когда в христианских общинах никто не поддерживает веры. Когда нет молитвенной жизни. Когда побеждает пессимизм. Тогда, конечно, приходится констатировать упадок призваний. Таким образом, чем богаче духовная жизнь общины, чем больше люди молятся, тем больше призваний.

— Рассказывают, что кардинал Жан-Мари Люстиже, когда количество семинаристов в Париже было ничтожно мало, просто ликвидировал семинарию, поселив студентов при приходах, откуда они ездили на богословский факультет учиться. Таким образом, семинаристы были ближе к народу и их будущей жизни, а также не надо было тратить деньги на содержание огромного здания. Насколько правдива это история? Не нужно ли переселить семинаристов ближе к народу?

— Для призваний очень важна личность епископа. Во Франции сейчас есть епископы, которые принимают решение о создании новых семинарий в своих епархиях и эти семинарии, порой, весьма многочисленны и даже бывают полностью заполнены.

В конце 70-х годов семинария в Париже была очень слабая. Когда приехал архиепископ Жан-Мари Люстиже, он решил создать семинарии нового типа, которые были основаны на двух принципах. Образовать маленькие приходские общины для воспитания семинаристов и одновременно создать богословский факультет, где все эти семинаристы будут учиться. Таким образом, появились маленькие общинные дома и большое здание, где разместился богословский факультет Нотр-Дам. Благодаря этой системе, число призваний возросло. Кардинал Люстиже даже сказал, что в ближайшие пять десятилетий парижские приходы будут иметь достаточное количество священников.

Подходит ли такая система только для Парижа, или ее можно распространить на весь мир? Не знаю. Семинаристы должны жить вместе для того, чтобы возрастать на пути братского общения. Поэтому очень важно найти в каждой епархии гармоничный синтез между необходимостью дать каждому семинаристу очень специфическое воспитание, которое преобразует каждую личность, и необходимостью преподать дух общины, дух братства.

— В таком случае можно наедятся, что у нас скоро тоже будет много призваний! По количеству студентов наша семинария — это «маленькая община», а по количеству преподавателей — хороший богословский факультет.

— Я слишком далек от этой семинарии, чтобы ее оценить реально. Вместе с тем, когда я сюда приехал, то увидел, что у местных семинаристов существует настоящая братская жизнь, строящаяся по семейному типу. Мне кажется,  это очень хорошо. В то же время, семинаристы нуждаются в хорошей интеллектуальной подготовке. Мне кажется очень важным, чтобы руководство семинарии пригласило всех возможных преподавателей, чтобы дать такое образование. Хорошая интеллектуальная подготовка может быть получена лишь в одном единственном месте – в семинарии.

bruges2

— Что необходимо, чтобы воспитать священника XXI века?

— Современное общество характеризуется мультикультурностью и плюрализмом. Если мы хотим вступить в диалог с обществом и этими культурами, нам необходимо знать своё собственное наследие. Встреча с многообразием всегда заставляет нас обратиться к тому, что составляет нашу идентичность.

Поэтому, первая черта католического образования заключается в том, чтобы каждый семинарист хорошо знал и любил свою культуру. Именно поэтому, столь необходима хорошая интеллектуальная и духовная подготовка.

В нашем обществе тяжело приживаются любые религиозные убеждения. Чтобы жить в сегодняшнем мире, необходимы зрелые, сформировавшиеся личности. Таким образом, в современных семинариях нужно подчеркивать ценность образования, особенно эффективного образования.

И еще, современный мир нуждается в проповеди Благой Вести, но для этого недостаточно хорошо знать Евангелие. Необходимо отлично знать общество, которому мы проповедуем. Нельзя воспринимать общество как что-то враждебное, как некую внешнюю угрозу. Надо видеть мир как место, которое Господь, Божие Провидение, дает нам для проповеди.

На мой взгляд, очень важны три составляющих: знание собственной культуры, человеческая зрелость кандидата к священству и понимание необходимости и сути миссии в мульткультурном обществе. Компетентность, зрелость, миссия.

— Сейчас в России вводят в школах курс Основ Православной культуры. Может, в этом нет ничего плохого, но есть свидетельства того, что частенько этот предмет преподают люди некомпетентные и порой все скатывается в пропаганду православия и обвинения всех остальных в ереси. Стоит ли католикам отдавать своих детей на такие предметы?

— Современное секулярное общество характеризуется незнанием религиозных фактов. Поэтому во многих странах остро стоит вопрос о введении в обычных школах предметов, рассказывающих о религии. Мне кажется, что это – хорошее дело. Сейчас во Франции тоже обсуждается вопрос о преподавании нравственных основ в светской школе. Несмотря на то, что Франция – светское государство.

В секулярном обществе постсоветской России существует некая нравственная пустыня. Поэтому понятно стремление властей заполнить эту пустоту. Разумеется, что Россия, в которой сильна православная традиция, попытается заполнить этот образовавшийся вакуум за счет православной культуры.  Надеюсь, что это нравственное образование, имеющее основой православную традицию, будет преподаваться с уважением к другим религиозным традициям, как христианским (католицизму и протестантизму), так и к другим.

Вопрос, который задают как во Франции, так и в России, это – подготовка педагогов подобных дисциплин. Например, во Франции еще не найден адекватный ответ. В результате преподавание религиозных культур практически отсутствует. Российская ситуация мне кажется несколько иной, потому что, можно сказать, что здесь есть некая гармония между светской властью и православием.

Можно предположить, что процесс формирования педагогов религиозных дисциплин под надзором государства даст положительный пример специфического образования в области религиозной культуры и нравственного образования. Одного, даже хорошего учебника не достаточно. Самое главное – это педагоги, которым нужно дать отличную подготовку. Мне кажется, что в России ситуация лучше, чем в других странах.

— Значит, католикам можно ходить на Основы Православной культуры?

— Да, если эти уроки отвечают двум требованиям: на них преподают христианскую нравственность и не оскорбляют другие конфессии, особенно католичество. При выполнении этих условий католикам можно присутствовать на этих занятиях.

— Несмотря на то, что вы впервые в Санкт-Петербурге, для нас Вы человек не чужой. Вы, может сами того не подозревая, тесно связаны с историей нашего прихода. Вы приняли в Орден доминиканцев нашего настоятеля о. Иакинфа Дестивеля, приняли у него вечные обеты и даже рукоположили его во священники 10 лет назад…

— Что касается принятия в Орден брата Иакинфа, то не я выбирал его. Он пришел к нам. Люди, которым я доверяю, порекомендовали его. И я согласился его принять от имени Тулузской провинции, где я в те годы был провинциалом. Я отлично помню, как он принимал хабит, это было для меня очень важным моментом, потому что это и есть вступление в Орден. Новициат, в который попал брат Иакинф, был довольно многочисленный. У меня были хорошие отношения с этим новициатом. Потом наши орденские шутники назвали этих ребят «поколением Брюгеса». Я хорошо помню его рукоположение во священники, потому что это было мое первое рукоположение, которое я совершил  в Ордене.

Потом, я потерял брата Иакинфа из виду. И мне было очень приятно встретить его снова, здесь в Петербурге. Я рад видеть, что миссия, которая ему поручена, в его духе. И я желаю ему успехов в этой миссии.

missa

— Спасибо, владыка, за интервью! Заверяем Вас в своей молитве.

— Не теряйте надежду из-за того, что вы малочисленны! Самое главное сейчас – это крепость в вере. Крепость интеллектуальная, крепость духовная, крепость общественная. А если основание крепко, поместная Церковь в будущем будет большая и прекрасная.

Беседовал Михаил Фатеев
Фото: Евгений Мартынович

 

Оставьте комментарий