Бедные фарисеи! Я иногда понимаю их гнев против Христа. Они были самыми верными иудеями своего времени, выполняли все заповеди закона, вели чистую и духовную жизнь, усердно молились в храме, смело отказались от языческого влияния, греческого и римского, давали деньги священникам. Среди них были, кстати, замечательные люди, такие как Гамалиил, о котором повествуют Деяния Апостолов. Но, тем не менее, по словам Христа, фарисеи, кажется, были самыми худшими грешниками в мире! По Его мнению, даже мытари и блудницы вперед них пойдут в Царство Божие. Можно понять удивление фарисеев. На самом деле слова Христа выражают более грусть, чем осуждение. Причина этой грусти – это их поступки, а не они сами; фарисейство, а не сами фарисеи. Но что такое фарисейство, и откуда оно происходит?
Трудно говорить об этом, не рискуя самому стать фарисеем. Как раз первая черта фарисейства – находить зло не в себе, а в других. Помните того фарисея, который в храме благодарит Господа за то, что он не как мытарь. Это типично фарисейский поступок. Фарисей всегда смотрит с пессимизмом на других и с оптимизмом на себя. Но здесь только симптом фарисейства, а нам надо найти его корень.
Наверное, корень этого самодовольства в том, что фарисей считает, что у него есть некоторое преимущество по сравнению с другими людьми. Старший брат из притчи о блудном сыне думает, что у него есть преимущество, как и фарисей, молящийся в храме, как и работники первого часа из притчи о работниках в винограднике. Все они отстаивают свои права, поэтому не понимают поведения Господа. Они ставят себе в заслугу то, что они выполнили заповеди.
Проблема именно в том, что для фарисеев религия является, прежде всего, выполнением заповедей. На самом деле они правы. Только все зависит от того, о каких заповедях мы говорим. В Ветхом Завете выполнить заповеди было еще возможно. Помните богатого юношу, он выполнил все требования закона. В Новом Завете это невозможно, ибо никто не может выполнить заповеди любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22, 37-39). Кто из нас, братья и сестры, может сказать о себе, что он исполнил эту заповедь?
Итак, мы нашли корень фарисейства. Быть фарисеем – значит думать, что мы уже в некоторой степени достигли цели. Павел, бывший фарисей, объясняет это лучше всех. У него было много причин гордиться, ведь он – «Еврей от Евреев, по учению фарисей […], по правде законной – непорочный. Но, – говорит он, – что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою […] чтобы найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа» (Флп 3, 5-9).
Вот разница между фарисеем и настоящим учеником Христа: христианин не должен считать себя достойным, благодаря своим заслугам. Может быть, у него действительно есть заслуги и преимущества. Но он, как Павел, должен почитать их тщетою. Христианин подобен чаше. Чтобы Господь наполнил его Своей благодатью, ему надо, прежде всего, освободить себя от себя самого. Секрет христианской жизни заключается в том, чтобы никогда и никоим образом не считать себя достигшим. Только Христос достиг нас, как говорит апостол Павел: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп 3, 13).
Иакинф Дестивель ОР