Сегодня литургия приглашает нас размышлять над притчей о десяти девах. На первый взгляд может показаться, что эта притча является похвалой мудрости. Мудрые девы взяли с собой масло, тогда как неразумные, взяв светильники, не взяли достаточно масла. Но если мы внимательнее посмотрим на эту притчу, окажется, что все не так просто. Во-первых, эти мудрые девы тоже уснули, как и неразумные. Во-вторых, они отказались поделиться маслом, а Евангелие учит, что надо всегда делиться с ближними. В-третьих, жених тоже поступает странно: он опаздывает, приходит только в полночь, сразу затворяет двери и говорит своим гостям, что не знает их. Поэтому трудно осуждать этих так называемых неразумных дев. Какой странный брачный пир! Кто здесь мудр, а кто безумен – девы или жених? Поэтому можно сказать, что эта притча является не столько похвалой мудрости, сколько похвалой безумию! Как об этом говорит святой апостол Павел: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1, 22-23), ибо, как добавляет апостол Павел, «немудрое Божие премудрее человеков» (1 Кор 1, 25).
На самом деле чтобы понять, что хочет сказать нам Господь этой притчей, надо рассматривать ее в свете последнего стиха этого евангельского отрывка: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 25, 13). Итак, Христос призывает нас к бодрствованию. Этот брачный пир – символ Царства Божиего. Десять дев символизируют наши души, ожидающие Жениха-Христа. (Кстати, существует традиция в пасхальную ночь возглашать слова из этой притчи: «Вот жених идет, выходите навстречу ему»). А масло в светильниках – это символ нашей веры, надежды и любви. Мудрые девы не поделились своим маслом с неразумными, наверное, потому, что есть дары, которыми невозможно поделиться. Вера, надежда и любовь, которые мы получаем от Бога, могут светить другим людям, могут их поддерживать или вдохновлять, но их невозможно просто подарить другому человеку.
Что же значит бодрствовать? Обычно мы хотим встретиться с Богом на наших условиях: в тот момент и там, где мы хотим. А потом удивляемся, что Бог не приходит. Мы часто, даже не осознавая этого, относимся к Богу как к золотой рыбке из сказки Пушкина, хотим, чтобы Бог исполнял наши желания, служил нам. В этой притче о десяти девах Христос учит нас, что бодрствовать значит быть готовым к неожиданностям в наших отношениях с Богом. Бог непредсказуем, неуловим. Он приходит тогда, когда мы Его не ждем и молчит, когда мы требуем от Него ответа. Чтобы быть готовым к этим неожиданностям, надо, чтобы наша вера, надежда и любовь никогда не угасали. И даже если мы уснем, как эти девы, наши сердца всегда будут готовы ко встрече со Христом – нашим Женихом, даже если Он придет в полночь. Пусть никогда не случается недостатка масла в наших светильниках. Пусть наша вера, надежда и любовь всегда светят, даже в ночи, чтобы мы смогли войти на брачный пир Агнца. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР