«Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф 9,14). Удивительный вопрос! Кажется, ученики Иоанна не знают, почему они постятся. А мы, братья и сестры, знаем ли мы, почему мы постимся? Разве Жених не обещал быть с нами до конца мира? Разве не все религии советуют поститься? В чем же особенность христианского поста? Сегодня евангельское чтение помогает нам понять, что такое пост. Можно сказать, что существуют три вида поста: пост учеников Иоанна, пост фарисеев и пост учеников Христа.
Иоанн Креститель, пищею которого были акриды и дикий мед, проповедовал пост покаяния. Его ученики, постясь, следуют ветхозаветной традиции поста. Этот пост – знак скорби, выражение покаяния, молитвы о себе или о других. Товит, Есфирь, ниневитяне в Ветхом Завете являют нам пример такого поста. Можно сказать, что этот пост – пост учеников Иоанна – обращен к прошлому.
Отметим, что ученики Иоанна, задавая вопрос, вспоминают также о фарисеях: «Почему мы и фарисеи постимся…». Наверное, пост фарисеев имел другое основание, чем просто покаяние. Пост фарисеев – это прежде всего пост очищения, отречения от мира, пост самообладания. Этот аскетический пост присутствует на протяжении всего Ветхого Завета в разных требованиях закона, даже в том случае, когда пророки, особенно Исайя, требуют, чтобы он не был лишь внешним исполнением предписаний: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды… раздели с голодным хлеб твой…» (Ис 58,6-7). Поэтому аскетический пост уже в Ветхом Завете связан с солидарностью со всеми голодными. Итак, пост фарисеев непосредственно направлен к настоящему.
Христос не осуждает эти два вида поста: пост покаяния учеников Иоанна, обращенный к прошлому, и пост очищения фарисеев, направленный к настоящему. И мы приглашены к посту покаяния, особенно сегодня – в пятницу, когда вспоминаем страсти Христа. Мы также приглашены к посту очищения, благодаря которому соединяемся с постом Христа в пустыне и через Него – со всеми страждущими.
Однако Христос в своем ответе ученикам Иоанна приглашает нас к третьему виду поста. Этот пост придает христианский смысл двум первым видам поста. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф 9,15). Христианский пост – это не только знак покаяния или очищения. Христианский пост – это пост ожидания, пост невесты, готовящейся к свадьбе и ожидающей своего жениха. И если два первых вида поста обращены к прошлому или настоящему, третий вид поста направлен к будущему с надеждой на возвращение Христа. Поститься значит помнить: все, что мы имеем, происходит от Бога, начиная с Его ценнейшего дара – Сына Божьего Иисуса Христа. Церковь просит нас соблюдать такой пост, например, перед причащением: в этом случае это не пост покаяния или аскезы, а пост ожидания, который помогает нам быть алчущими и жаждущими Христа, нашего Друга и нашего Жениха.
Попросим Господа, чтобы Он, как своим ученикам, открыл и нам, почему мы постимся и как нам поститься. Попросим Его, чтобы Он помог нам быть алчущими и жаждущими пира Агнца, чтобы Он дал нам радость насытиться Его присутствием среди нас.
Иакинф Дестивель ОР