— Действительно ли Назарет, который показывают туристам, тот самый город, о котором читаем в Евангелии?
— Раскопки, проведенные в середине ХХ века на территории Назарета, показали, что люди жили на этом месте уже во времена бронзового века – XIV-VIII ст. до н. э. В годы же проживания в нем Святого семейства это было небольшое еврейское поселение, в котором могло проживать не более пятисот человек. Размеры древнего поселения (I – VII вв. н. э.) не превышали трех километров в длину и двух в ширину, и располагалось оно в основном в северной части долины, находящейся на мягкой известняковой горной породе. Как бы то ни было, сам город занимал небольшую площадь и располагался в районе современной базилики Благовещения и церкви Св. Иосифа. При этом, главный источник воды находился на достаточно приличном расстоянии от этого места, что создавало назарянам немалые неудобства… Основным родом деятельности горожан было сельское хозяйство: выращивали оливки, виноград, пшеницу, мелкий рогатый скот. Были среди них и ремесленники: гончары, прядильщики, виноделы, а также плотники и каменщики, среди которых не последнее место мог занимать и отец Иисуса Иосиф.
— Осталось ли в городе что-то со времен Христа?
— Перед началом строительства современной базилики Благовещения в 1955-60 г.г. итальянским археологом о. Беллармино Багатти при содействии францисканского общества по изучению древностей были проведены археологические раскопки. Их результатами являются экспонаты исторического музея при церкви, где можно увидеть принадлежавшие жителям Назарета начала нашей эры фрагменты жилых помещений, амбаров, ямы для масличных прессов, каменоломни, водосборники.
Рядом с базиликой расположена построенная в начале ХХ века церковь Св. Иосифа, в крипте которой можно также увидеть фрагменты строений жителей Назарета начала нашей эры: водосборники, украшенные мозаикой ритуальные бассейны, ступени, ведущие в подземные помещения и зернохранилища.
Есть в Назарете и этнографический комплекс «Кфар Нацерет» (Деревня Назарет), частью которого являются обнаруженные в ходе раскопок на этом месте сельскохозяйственные строения и каменоломня, по мнению создателей парка, относящиеся к I в. н.э., хотя с этим не согласны многие специалисты…
Любопытной достопримечательностью города являются древние бани — одна из самых значимых археологических находок последних лет в Назарете. Радиоуглеродный анализ пепла из банной топки показал, что ею пользовались не позднее XIV века. После этого появились специалисты, утверждавшие, что постройка может быть отнесена даже к эпохе крестоносцев (XII век). Более того, cхожесть комплекса с римскими термами дала основание для выдвижения еще более смелой гипотезы о том, что здание могло было быть построено в начале нашей эры, да еще и использовало воду из источника, к которому ходили за водой Мария и Иисус!
В начале нынешнего года в Назарете открылся Международный центр «Марии из Назарета» В ходе подготовки к строительству этого комплекса в 2009 г. были обнаружены остатки древних сооружений Назарета: жилых домов, подсобных помещений, водосборников. Создатели комплекса очень хотели бы отнести находки к периоду жизни Марии и Иисуса (начало I в.), но археологи склонны датировать их концом I в. или даже II в. Как бы то ни было раскопки эти также являются частью экспозиции центра и их могут увидеть все его посетители.
— Где происходило Благовещение Марии? Две традиции – католическая и православная противоречат друг другу?
— Согласно каноническому Евангелию от Луки (гл. 1), Архангел Гпвриил сообщил Марии Благую весть «войдя к ней», что дает возможность предположить, что это произошло в ее доме. И именно эта версия является определяющей при определении места Благовещения.
Согласно же одному из раннехристианских апокрифов т. н. «Протоевангелию от Иакова» первая встреча Архангела Гавриила с Марией произошла не у дома Святого семейства, как сказано в каноническом Евангелии от Луки, а у источника, к которому ходили за водой все жители Назарета. И эту версию места Благовещения приняли православные. А для того же, чтобы примирить обе эти версии, они предположили, что именно у источника Архангел Гавриил начал разговор с Марией словами «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами», а остальная беседа между ними произошла уже по возвращении Марии домой.
Поэтому сегодня в Назарете существуют две церкви Благовещения, находящиеся на месте встречи Архангела Гавриила с Марией: католическая базилика на месте дома Святого семейства, и греко-православная, выстроенная над ручьем, из которого набирали воду жители города в начале нашей эры.
— Не могли бы Вы поподробнее рассказать о католической базилике Благовещения? Когда она была построена, кто архитектор, символика?
— Базилика Благовещения была торжественно освящена 25 марта 1969 года. Проектировал храм итальянский архитектор Джованни Муцио, перед которым встала непростая задача встроить в современную церковь результаты проведенных перед строительством археологических раскопок и обеспечить проход к находившимся рядом зданиям францисканского монастыря и церкви Св.Иосифа. Топографические особенности рельефа предопределили двухуровневный план этого оригинального сооружения. При этом, выход со второго этажа ведёт к монастырю и церкви Св.Иосифа — по платформе, построенной над раскопками древнего Назарета. В постройке Джованни Муцио классические мотивы прекрасно сочетаются с использованием современных методов оформления и материалов. Детали экстерьера церкви во многом напоминают оформление кафедрального собора и прилегающего к нему баптистерия в г.Пиза (Италия), построенных в XI-XIV вв.
Архитектор не случайно обратился к пизанским мотивам – похожие арочные ряды можно увидеть и на найденных в ходе раскопок у церкви Благовещения капителях крестоносцев.
Здание облицовано местным камнем белого цвета, поперёк которого проходят линии красновато-коричнего камня. Интерьер здания выдержан в духе 60-х гг. ХХ в, т.е. современной периоду строительства архитектуры. В то время в в архитектуре господствовало течение брутализма, ставившее своей целью «обнажить правду» и показать формирующие постройку детали такими, какие они есть. Наиболее ярко это проявляется в использовании неоштукатуренного бетона на стенах и поддерживающих конструкциях.
К работе над интерьерами базилики были привлечены известные деятели искусства своего времени, католики по вероисповеданию – художники Ф.Шрейди (США). Г.Мукки (Италия), скульпторы Ф.Веррока (Италия), К.Колройт (Бельгия), Р.Фридерихсен (Германия), витражисты М.Энгран (Франция), Л.Роппольт (Австрия), Э.Эбишер (Швейцария), театральный дизайнер С.Фьюме (Италия), художник-литейщик Х.Педит (Австрия). Все керамические барельефы выполнены скульптуром А.Бианчини (Италия). К ним присоединился францисканский монах Альберто Фарина, долгие годы работавший над оформлением церквей Святой Земли.
Как и ранее стоявшие на этом месте церкви, новый храм и прилегающие к нему постройки окружены массивным забором, огораживающим её от житейской суеты Назарета.
Новая церковь Благовещения по сей день остаётся самым крупным христианским храмом на Ближнем Востоке. Её монументальные размеры (ширина – 27 м, длина – 44.6 м, высота купола – 55 м) позволяют увидеть здание издалека, и после завершения строительства церковь сразу же стала символом Назарета.
— Какие еще святыни Назарета интересно посетить?
— Это – «церковь синагоги», в которой, по преданию, Иисус Христос произнес назарянам пророческие слова о неприятии пророков в «своем отечестве» и т. н. «Гора прыжка», с которой возмущенные горожане хотели сбросить Его в пропасть. Это – церковь «Менза Христи», в интерьер которой вписан камень-стол, за которым, согласно местной традиции, сидел Иисус с учениками во время своей последней трапезы на земле. Это находящиеся на территории греческой метраполии катакомбы, в которых, как считается, останавливалось Святое семейство во время прогулок от своего дома к назаретскому источнику.
— Спасибо большое!
Беседовал Михаил Фатеев
*****
Юрий Полторак — профессиональный дипломированный гид с 18-летним стажем работы в Израиле и журналист. Родился в Киеве в 1953 г, в 1991 г. репатриировался в Израиль. Он является автором первого в стране русскоязычного путеводителя по Хайфе (1993), дополненного и переизданного в 2005г. под названием «Хайфа. Путешествия по городу». В 2007 г. израильским издательством «Иврус» выпущен его новый путеводитель по северной столице Израиля, в 2008 г. путеводитель по городу Акко, а в 2009 г. путеводитель по достопримечательностям Тверии и окрестностей моря Галилейского. Ему также принадлежат оригинальные подборки статей «С Марком Твеном по Святой земле», «Путешествия по Земле Обетованной» и многие другие публикации в периодической израильской и зарубежной прессе и интернете на темы туризма и краеведения. В настоящее время готовится к изданию его путеводитель по Назарету. Юрий Полторак является составителем ряда тематических экскурсий по стране в ведущих туристических компаниях Израиля и участником передач об истории Святой Земли израильской радиостанции «Река», русскоязычного канала телевидения «Израиль плюс», радио «Свобода».