Святой Иоанн Божий

Св. Иоанн Божий (Сан Хуан де Дьос) был португальцем по рождению, но стал одним из величайших святых Испании. 8 марта 1495 г. Жуан Сидаде Дуарте родился в Монтеморе-у-Нову в глубоко религиозной семье, некогда процветавшей, но затем обедневшей.

С раннего детства и до самой кончины св. Иоанн следовал порыву своего сердца, возвышаясь от детских мечтаний и надежд к отклику на призывы свыше. Св. Иоанн всегда был скор в решениях, но, однажды решившись, он следовал к цели до конца.

juan

В возрасте восьми лет Иоанн услышал рассказ бродячего проповедника-испанца о приключениях, ожидающих всякого в Новом Свете. В эту самую ночь он убежал из дома, чтобы странствовать со священником, и больше уже никогда не увидел своей семьи. Странники просили подаяние на своем пути от деревни к деревне, пока Иоанн не занемог. Человек, выходивший его после болезни, управляющий большой усадьбой, усыновил Иоанна. Юноша работал у него в горах пастухом до 27 лет. Чтобы избежать женитьбы на дочери своего багодетеля, которую он любил, как сестру, Иоанн завербовался в войско Карла V, императора Священной Римской империи и испанского короля. Шла война с Францией, и молодой Хуан Сьюдад (как его звали на испанский лад) был в нескольких сражениях.  Как всякий солдат, он вряд ли был образцом святости и, по-видимому, участвовал в азартных играх, попойках, грабежах и прочих развлечениях своего круга. Однажды он был сброшен с украденной лошади у самых французских позиций. Испуганный вероятностью быть захваченным в плен или убитым, он взглянул заново на свою жизнь и ужаснулся. По возвращении его порыв не угас – Иоанн исповедался и, не медля более, изменил образ поведения. Товарищи его не обратили особого внимания на покаяние Иоанна, но возненавидели то, что он призывал исправиться и их самих. В отместку они использовали порывистую натуру Иоанна, чтобы обманом заставить его покинуть пост ради мнимой помощи кому-то. Иоанн чудом в последний момент избежал виселицы и был изгнан из армии, быв перед тем бит и обобран. Он уговорил своего приемного отца вновь принять его пастухом, но затем услышал о новой войне с вторгнувшимися в Европу мусульманами. Он отправился и на эту войну, но когда она окончилась, решил отыскать своих настоящих родителей. К его горю, они оба умерли, пока он отсутствовал.

Пастухом св. Иоанн имел время и возможность размышлять о том, чего Господь хочет от его жизни. Когда, в 38 лет, он решил отправиться в Африку ценой своей свободы выкупить христианских пленников, то отбыл в Гибралтар немедленно. На пристани, в ожидании корабля, св. Иоанн увидел некую семью, пребывавшую в скорби. Когда открылось, что знатное португальское семейств ссылали в Африку по политическим мотивам, св. Иоанн переменил свои первоначальные планы и добровольно вызвался прислуживать им. Хозяева заболели, достигнув места своей ссылки, и Иоанн спас друзей, не только ухаживая за ними, но и добывая деньги на их пропитание. Он работал на строительстве крепостных сооружений — изнурительный, нечеловеческий труд; там рабочих били и унижали люди, называвшие себя католиками. То, как вели себя христиане, пошатнуло веру Иоанна. Духовник предложил ему не порицать Церковь Божию за действия человеческие и быстрее вернуться в Испанию. Иоанн вернулся домой — но лишь после того, как его новая приемная семья получила прощение.

В Испании он проводил дни, разгружая торговые корабли, а ночи — ходя по церквям и читая религиозные книги. Чтение приносило св. Иоанну такую радость, что он решил разделить ее с другими. Он отказался от своей работы и стал книжным торговцем вразнос, путешествующим из города в город, торгуя религиозными книгами и образками. Немного времени прошло с изобретения книгопечатания, и св. Иоанн стремился сделать духовные писания доступными всем, отказываясь от выгоды.

Juan2

Именно в этот период жизни святому было видение Младенца Иисуса, нарекшего ему имя, под которым его узнали позже — Иоанн Божий; а также велевшего ему идти в Гранаду. Там св. Иоанн торговал книгами в небольшой лавке (что и сделало его позднее небесным покровителем издателей и книготорговцев).

Всё это, однако, было лишь преддверием великой духовной перемены. Св. Иоанн пережил обращение в день св. Себастьяна (20 января). Услышав проповедь знаменитого Иоанна Авильского о покаянии, св. Иоанн Божий был так обуреваем мыслями о своих грехах, что весь город счел поведение маленького книготорговца не просто чудачеством, а безумием. После проповеди Иоанн устремился в лавку, порвал светские книги, а все книги духовного содержания и все свои деньги раздал. Плачущий, в разодранной одежде, он стал мишенью для насмешек и поношения.

Сочувствующие доставили Иоанна в королевский госпиталь, где он был помещен вместе с сумасшедшими. Он подвергся стандартному для того времени лечению – был связан и ежедневно подвергался порке. Иоанн Авильский посетил его, сказал, что его покаяние продолжалось достаточно долго — сорок дней, подобно испытаниям Господа в пустыне — и переместил Иоанна в лучшую часть лечебницы.

Св. Иоанн никогда не мог видеть страдания человеческие без того, чтобы сделать что-то для их облегчения. И теперь, когда он мог перемещаться по больнице, хоть и оставаясь пациентом, он немедленно поднялся и начал помогать другим больным вокруг него. В Госпитале были рады обрести в лице святого бесплатную сиделку и потому испытали досаду, когда однажды он объявил о своем решении покинуть их и основать собственную больницу.

juan4

Св. Иоанн был убежден, что Бог воистину хочет от него открытия больницы для бедных, до сих пор получавших лишь элементарную помощь (если вообще получавших ее) в других лечебницах. Но все окружающие продолжали считать его сумасшедшим. Не помогло и решение св. Иоанна продавать дрова на площади, чтобы собрать денег для воплощения в жизнь его плана. По ночам он брал те небольшие деньги, что заработал, и приносил еду и утешение нищим, жившим в заброшенных строениях и под мостами. Так его первым Госпиталем стали улицы Гранады.

И вновь стремительно, в течение часа после того, как св. Иоанн видит в окне надпись “сдается под жилье для бедняков”, он принимает решение нанять этот дом с тем, чтобы перенести свою деятельность под крышу. Разумеется, он снял дом, не имея денег на мебель, лекарства или прислугу. После того, как св. Иоанн, побираясь Христа ради, собрал денег на кровати, он вновь вышел на улицы, чтобы на собственных плечах перенести своих больных пациентов, как носил до того камни, дрова и книги.

Теперь он обмывал своих пациентов, обрабатывал их раны и чинил их одежду по ночам, не прерывая молитвы. Для сбора подаяния св. Иоанн воспользовался навыками бродячего торговца, крича на улицах голосом зазывалы: “Делайте добро себе! Во имя любви Божией, творите добро!”. Но вместо того, чтобы продавать товары, он принимал все, что давали – еду, обноски, монетку там, монетку здесь. Со временем госпиталь стал получать постоянную помощь от священников и благочестивых врачей.

Всю жизнь св. Иоанна порицали за то, что его порывистая любовь обнимает всякого нуждающегося, не спрашивая рекомендаций и свидетельств. Когда появилась возможность перевести госпиталь в старый монастырь кармелитов, св. Иоанн устроил приют для бездомных прямо в главном зале. Тут же критики пожелали закрыть его, говоря, что Иоанн пригрел проходимцев. Он всегда отвечал, что знает лишь одного человека с дурным характером во всем госпитале, и это – он сам. Его жажда немедленного действия, когда он видел нужду, создавала ему многочисленные проблемы. Однажды, когда святой заметил группу истощенных голодных людей, он ворвался в дом, схватил горшок еды, отдал им его – и был чуть не арестован за такую благотворительность. В другой раз, увидя нескольких детей в лохмотьях, св. Иоанн отвел их в лавку и купил всем новую одежду. А так как денег у него не было, он купил ее в кредит.

Но был случай, когда немедленная готовность помочь спасла многих. Среди множества чудес св. Иоанна Божьего наиболее знаменито то, которое упоминается в чинопоследовании его праздника. Когда однажды распространилась тревожная весть, что горит королевский госпиталь, св. Иоанн, бросив все, прибежал туда. Толпа стояла вокруг, наблюдая, как госпиталь вместе с больными поглощается пламенем. Он вскочил в полыхающее здание и начал выносить и вытаскивать пациентов из огня. Когда все больные были спасены, св. Иоанн начал выкидывать из окон одеяла, простыни и тюфяки. Как хорошо по собственному тяжкому опыту он знал важность всех этих вещей! В этот момент была доставлена пушка, чтобы разрушить горящую часть строения для спасения оставшейся. Св. Иоанн остановил эти приготовления, залез на крышу и начал топором отделять охваченную огнем часть кровли. Ему удалось достигнуть цели, но святой провалился сквозь горящую крышу. Все думали, что потеряли своего героя, пока св. Иоанн Божий не явился, невредимый, чудесным образом из клубов дыма (что соделало его впоследствии еще и покровителем пожарных).

Его безграничное милосердие осеняло вдов и сирот, неимущих, бедных студентов и падших женщин, и принесло ему признание еще при жизни. Прозвание “Божий” было формально утверждено за ним епископским благословением. По прошествии тринадцати лет сугубого умерщвления плоти, непрестанной молитвы и жертвенной заботы св. Иоанн скончался. Подкосившее его воспаление легких произошло от героической, но безуспешной попытки спасти утопавшего молодого мужчину. Отцы города и местная знать столпились у смертного одра, чтобы выразить благодарность за служение бедным, и похоронен св. Иоанн был с почестями, обычно полагавшимися лишь принцам крови.

Св. Иоанн отошел ко Господу 8 марта 1550 г., в день своего 55-летия, в Гранаде. Он был провозглашен святым Папой Римским Александром VIII 16 октября 1690 г. Св. Иоанн стал покровителем больничных служащих и больных. В 1757 г. была построена мемориальная церковь, великолепная базилика над могилой святого.  Там, в великолепном саркофаге почиют и мощи св. Иоанна.

juan3

Множество прекрасных легенд рассказывается о небесных посещениях первоначальной поры его трудов, в которых ему содействовал сам архангел Рафаил. Чтобы положить конец обычаю меняться одеждой с каждым встречным бродягой, Себастьян Рамирес, епископ Туйский, соорудил для св. Иоанна облачение, принятое позднее (во всех деталях) в качестве особого монашеского облачения его последователей. Первыми товарищами св. Иоанна стали Антонио Мартин и Педро Веласко, перед тем – известные на всю Гранаду скандалисты и злейшие враги. Св. Иоанн обратил их сердца своими молитвами и именно из них сотворил начало процветающего братства. Антонио так продвинулся по пути совершенствования, что сам святой основатель на смертном одре поставил его своим наследником и главою ордена. Второй же — Петр Грешник, как он сам называл себя — стал образцом смирения и милосердия. Мало по малу вокруг св. Иоанна сформировался круг преданных учеников, чувствовавших призвание к следованию примеру угодника Божия в его трудах. Уже после кончины святого его община была окончательно оформлена как Орден Госпитальеров, ныне более известный под именами Добрых Братьев (бонифратров) или Благотворящих Братьев. Сегодня Орден заботится о больных по всему миру.

Анастасия Медведева

Оставьте комментарий